Нынешним летом Ольвийская экспедиция Института археологии Академии наук Украины ведет раскопки сразу в нескольких местах древнегреческой метрополии. Прежде всего — в нижнем городе, который находится в оползневой зоне из-за проходящей через него геологической трещины. На юго-восточной оконечности городища продолжаются раскопки оборонительной стены, часть которой уже ушла в лиман и безвозвратно потеряна для науки. Продолжается исследование так называемого домашнего святилища, которое было обнаружено в одном из богатых ольвийских домов, датируемое концом второго—третьим веками нашей эры. В святилище найдены несколько культовых предметов, по которым удалось даже установить имя хозяина дома — Гераклион. Ведутся раскопки домов III—IV веков нашей эры. Также проводится исследование некрополя — древнего ольвийского кладбища. Однако здесь археологи форсируют работы вынужденно — чтобы успеть изучить то, что еще не уничтожили грабители.
«Черные следопыты» стали настоящим бедствием для Ольвии. Археологи отмечают, что число пиратских раскопок древнего города увеличивается с каждым годом: часть грабителей перекочевала в Ольвию из Крыма, поскольку тамошние памятники уже в основном исследованы, также активно «работают» и местные — жители находящегося по соседству с Ольвией села Парутино. Ученые наперечет знают парутинцев, кто на ольвийские клады построил себе шикарные дома, купил машины — но поди докажи. В отличие от членов ольвийской экспедиции, которые работают на энтузиазме и не получают финансирование ни на проведение работ и исследований, ни на консервацию объектов, грабители оснащены современной техникой, импортными металлоискателями, спектографами, определителями пустот, с помощью которых разыскивают под землей ценнейшие предметы древности. По налаженным каналам они переправляются на черные рынки Одессы, Львова, Киева, Москвы, за границу и оседают в частных коллекциях. Очень часто археологам приходится вести работы на участках, вдоль и поперек перекопанных пиратами: там, где ученые работают скребком и щеточкой, грабители вгрызаются в землю в поисках сокровищ с помощью экскаваторов и бульдозеров, буквально перепахивая вековые культурные слои. Только в январе и феврале нынешнего года пираты уничтожили несколько гектаров ольвийского некрополя, разграбили около шестисот могил — точное их число определить уже невозможно. Ситуация не изменилась и после придания Ольвии 17 января нынешнего года статуса Национального заповедника, что среди прочего предусматривает обязательное финансирование и зарплату.
— Сейчас Ольвия абсолютно не обеспечена охраной, — говорит начальник Ольвийской экспедиции Валентина Кропивина.
Если раньше пираты выходили на промысел зимой, когда в Ольвии пустынно и нет археологов, то теперь они грабят древний город круглогодично. Несколько дней назад предотвращена попытка демонтажа двух ольвийских алтарей, якобы заказанных черным следопытам одним из любителей античности для интерьера своего дома. Узнав об этом, археологи успели сообщить в милицию. Нередки случаи, когда грабители забирают то, что уже попало в руки археологам.
— Все найденные предметы обычно складываются в кучки здесь же, на раскопе — для дальнейшей описи, — рассказывает Валентина Кропивина. — Нередко приходится оставлять их на ночь. И уже неоднократно наутро мы обнаруживали эти кучки разворошенными, многие предметы пропадали. Недавно, вот, грабители повыбирали керамику.
А пока ученым только пообещали, что деньги для Ольвии будут предусмотрены бюджетом и выделены в следующем году. В таком случае первоочередными мерами станут сооружение ограды по всему периметру древнего города и обеспечение его вооруженной охраной.