В Киеве открылась выставка «Прощай, оружие», организованная Благотворительным фондом Виктора Пинчука «Современное искусство в Украине». Проект ознаменовал новый этап в реализации плана господина Пинчука по созданию первого в нашей стране музея contemporary art.
Бывший военный объект Арсенал, расположенный напротив Киево-Печерской лавры, специально подретушированный для принятия в своих стенах столь серьезного действа, как «Прощай, оружие», оказался полностью заполнен картинами, фотографиями, скульптурами, видеоработами и инсталляциями украинских художников, созданными в период с 1987 по 2004 год.
На выставке представлены произведения семи десятков самых известных отечественных художников contemporary art, среди которых — Олег Голосий, Арсен Савадов, Александр Ройтбурд, Олег Кулик, Илья Чичкан, Владимир Будников, Сергей Братков, Влада Ралко.
Однако «Прощай, оружие» — не просто очередной проект современного искусства и даже не просто одна из самых масштабных (если не самая масштабная) презентация этого направления актуальной культуры в Киеве за последние годы. Эта выставка является знаковой для всей культурной ситуации в стране — поскольку проходит она в стенах будущего Музея современного искусства, основателем которого является Виктор Пинчук.
О своем желании открыть музей современного искусства господин Пинчук заявил еще прошлой осенью. Тогда в стенах Национального союза художников была представлена выставка «Первая коллекция», прямая предшественница проекта «Прощай, оружие». Это относится не только к насыщенности экспозиций, размещенных на довольно внушительных пространствах, но и непосредственно к наполнению выставок — списки имен художников, чьи произведения были представлены в обоих проектах, практически полностью идентичны. Что совершенно логично, учитывая интенции куратора обоих выставок Александра Соловьева представить максимально полную картину истории украинского искусства новейшего времени.
Многие произведения, представленные в рамках «Первой коллекции», были приобретены Благотворительным фондом Виктора Пинчука «Современное искусство в Украине» для коллекции будущего музея (по состоянию на первое октября этого года собрание насчитывало сто сорок три экспоната). И когда фундамент музейной коллекции был заложен, необходимо было приступить к поиску или постройке подходящего здания.
Найденный выход оказался весьма неожиданным и довольно остроумным. Место проведения выставки «Прощай, оружие», одновременно являющееся пространством будущего Музея современного искусства, вызывает прямые ассоциации с уже традиционной площадкой экспозиций contemporary art в Венеции — крепости Arsenale, эксплуатировать пространство которой для проведения выставок еще в восьмидесятые годы предложил легендарный куратор и теоретик искусства ХХ века Акилле Бонито Олива. Помещение это по своей архитектуре и особенно интерьеру предсказуемо сходно с Арсеналом киевским, да и подобная связь, однозначно, должна вдохновлять украинских арт- деятелей. Представить, каким образом будет функционировать Арсенал, напоминающий огромный ангар с минимумом изолированных комнат внутри (которые на выставке были использованы как залы для демонстрации видеоарта) в качестве музея, поначалу нелегко. Однако, как показывает опыт работы Центра современного искусства при НаУКМА, институциям contemporary art требуется не так много пространства для административной деятельности.
А пространства для деятельности выставочной в Арсенале предостаточно. Настолько, что изучив экспозицию «Прощай, оружие», в принципе, возможно составить представление о том, чем является современное украинское искусство. Эту задачу подчас тяжело решить в работающих сегодня в столице выставочных залах, администраторы и владельцы которых либо не обладают достаточными ресурсами (в том числе пространственными и техническими) для презентации актуальных художественных идей, либо ориентируются исключительно на собственные вкусы и близость к тем или иным кругам художников.
Похоже, что администрация проекта «Прощай, оружие» смогла избежать этих крайностей. К примеру, в выставке принимает участие Виктор Сидоренко, представляющий свой мультимедийный проект «Жернова времени», который в прошлом году экспонировался на Венецианском биеннале. Его отсутствие на выставке «Первая коллекция» было более чем красноречивым.
Открытие проекта «Прощай, оружие» посетили практически все профессионалы, работающие в поле современного искусства — художники, кураторы, критики, галеристы. Среди последних был замечен Владимир Овчаренко, владелец московской галереи «Риджина», обладающей крупнейшей коллекцией картин легендарного украинского постмодерниста Олега Голосия — для собрания Благотворительного фонда «Современное искусство в Украине» было приобретено 12 произведений этого художника. Знаковым для позиционирования современного искусства в кругах украинской элиты можно счесть посещение открытия «Прощай, оружие» Виктором Пинчуком и Евгением Марчуком.
Украинское искусство восьмидесятых и девяностых годов, безусловно, нуждается в музеефикации. Колоссальное количество произведений отечественного contemporary art, созданных в эти годы, было приобретено иностранными коллекционерами и институциями — ввиду отсутствия коммерческого спроса на родине. Сегодня судьба многих полотен (именно полотен — поскольку живопись была той медиа, которая принесла новейшему украинскому искусству признание), представляющих несомненную культурную ценность для Украины, доподлинно неизвестна, и появление такой институции, как музей, безусловно способствовало бы структурированию и упорядочиванию процессов в искусстве. Открытие дверей Арсенала-музея станет одним из наиболее серьезных достижений украинской культуры за все время независимости страны — время собственной ответственности за позиционирование в мировом культурном контексте.