Настоящий праздник состоялся позавчера на Андреевском спуске: музей Михаила Булгакова (дом №13) отмечал «Торжество белого рояля».
Благотворительная акция «Белый рояль» началась 13 сентября 2006 года, когда на концерте-журфиксе в музее впервые зазвучал старинный рояль фирмы «Кернтопф и сын». Фирма, основанная в Варшаве в 1840 году, изготавливала инструменты, покупаемые для императорских и королевских резиденций, эти рояли получали высшие награды на выставках в Киеве, Варшаве, Москве, Нижнем Новгороде, Кернтопф был также поставщиком роялей и в Киевскую консерваторию, где в то время училась сестра Михаила Булгакова — Варвара. А лучшим творением Кернтопфа является рояль, сделанный специально к Всемирной выставке в Париже 1889 года и отмеченный там золотой медалью. Этот инструмент и стоит теперь в доме №13 на Андреевском спуске; предыдущие хозяева, ученые-микробиологи, согласились продать его именно музею. Деньги на выкуп получили у гостей и друзей музея, пригласив их быть меценатами проекта «Белый рояль»; каждый желающий, оплатив определенную сумму, мог купить ту или иную часть инструмента: от одной струны до всего корпуса. Так, за полтора года и собрали необходимые средства, и рояль, можно сказать, родился во второй раз.
Праздник начался театрализованным шествием от Андреевской церкви до дома №13. Вниз по Адреевскому спуску двигались костюмированные персонажи 20-х годов, которые несли факелы, играли музыку и катили на велосипедных колесах огромный макет белого рояля. А ровно в 20.00 началось празднование уже в самом музее.
Торжество развернулось сразу на нескольких площадках, расположенных (таково необычное строение музея) на различной высоте. Сначала перед самим входом в дом один из лучших пианистов Киева, Евгений Громов, на белом рояле (специально привезенном дополнительном инструменте) исполнил подборку произведений Клода Дебюси. Позже пан Евгений сыграл еще два небольших концерта уже в гостиной музея, на том самом «Кернтопфе», причем проблему тесного помещения организаторы решили элегантным способом: раздали одним гостям пузыречки с чудодейственным маслом, а остальным — со «спиритусом», потому сначала послушать Громова и «Кернтопфа» ходило «масло», а потом «спиритус».
Настоящим центром праздника стал внутренний дворик музея. Его разгородили большими белыми простынями, подвешенными на бельевых бечевках, на отдельные закоулки, а на сами простыни проецировали поток образов — страницы книг и рукописей, старинные фото и кинохронику, — так или иначе связанных с Булгаковым. На возвышении, на специальной сцене сидела хорошо известная в столице этногруппа «ДахаБраха» и оглашала окрестности своими полушаманскими вскриками и ритмами. На крыше музея, а также в его нижнем подвальном дворике костюмированные актеры разыгрывали сценки по мотивам «Мастера и Маргариты» — не обошлось даже без двух обнаженных юных ведьм, которые разожгли костер на той же крыше и устроили там мини-шабаш. Под грохот дахабраховских барабанов началось что-то наподобие шабаша с общими танцами и на земле, а под занавес вечера организаторы припасли еще один, достаточно иронический сюрприз: всем женщинам на прощание выдали по свежей метле. Гости расходились и разлетались чрезвычайно довольные.
Заканчивать этот отчет стандартным «праздник удался» как-то не хочется. По существу, «булгаковцы» устроили не просто торжество в честь старинного инструмента, но еще и прекрасные проводы лета, которое прихватило себе неделю в сентябре и которое еще долго будет вспоминаться именно по этому, околдованному музыкой, танцами, вином и лицедейством вечеру — как далекий сияющий остров среди темных вод времени.