Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«От Тайной Вечери к Воскресению»

Национальный музей им. Андрея Шептицкого во Львове демонстрирует свои сокровища
27 апреля, 1996 - 20:06
ФОТО ЕВГЕНИЯ КРАВСА

Незаурядным событием в художественной жизни Львова стало открытие выставки икон ХV—ХІХ веков из коллекции музея. На ней представлены произведения, объединенные тематикой основных событий из Евангельского повествования о жизни Христа от Тайной Вечери, Распятия, возложения Спасителя в гроб и до триумфа Воскресения и символико-богословского осмысления Евхаристии, выраженных аллегорическим изображениям Христа-виноградаря.

Основной интригой выставки является то, что все достопримечательности (за исключением некоторых), а их представлено более сотни, экспонируются впервые, также они не публикованы и неизвестны в литературе, хотя многие их них принадлежат к выдающимся, показательным образцам украинского искусства. Выбор темы — «От Тайной Вечери к Воскресению» — диктовался возможностями музейного собрания наиболее полно представить распространенные в украинской иконописи тематически сюжетные композиции. Почти все экспонаты происходят из западно-украинских территорий. Они исчерпывающе показывают разнообразие композиционных решений каждого из представленных сюжетов и их творческое осмысление разными мастерами и в разное время.

Раритетами являются произведения, не имеющие аналогов в образно-иконографическом плане или же представляющие самые ранние образцы того или иного сюжета. Такими является самая древняя из сохранившихся в Украине икон подобного рода — «Страсти Господни» ХV в. из с. Здвиженье на Лемковщине, или «Распятие с предстоящими» из Чернорик, тоже с Лемкловщины. К уникальным образцам принадлежит икона ХVІІІ ст. «Распятие с донаторами», на которой художник увековечил заказчиков-жертвователей — их семья показана рядом с персонажами из евангельской сцены. Как раз такие иконы служат наглядными документами своей эпохи — они представляют конкретные, пусть еще и достаточно условные, портреты конкретных лиц.

Самый большой раздел выставки составляют плащаницы, поскольку в музейной коллекции их насчитывается более семи десятков. Показано около тридцати из них — дающих представление о художественных и иконографических особенностях украинских плащаниц на протяжении XVII—XIX веков.

К тем сюжетам, которые в украинской иконописи наиболее выразительно представляют его национальную самобытность, принадлежит «Спас-Виноградарь» — символико-аллегорическая композиция, появившаяся в украинском искусстве в период барокко и получившая особенное распространение в иконе и гравюре. Чуть ли не самое большое разнообразие иконографических и композиционных вариантов с их интерпретациями демонстрируют иконы цикла «Воскресение Господне», представленные иконографией только восточной традиции — как «Сошествие в ад».

Выставка является плодом более чем трехлетнего сотрудничества работников отделения древнего украинского искусства и реставраторов темперной и масляной живописи и тканей научно-исследовательского отделения музея, возглавляемого известным специалистом Владимиром Мокрием. Она продолжает хорошую традицию, практикуемую в музее, — презентовать отреставрированные произведения и отчитываться перед общественностью о своем труде, направленном на сохранение, изучение и популяризацию ценностей, имеющихся в коллекции музея. Также экспозиция привлекает художественным решением, в котором совмещаются древние произведения иконописи и современные инсталляции, выполненные работниками экспозиционного отделения музея. Выставка будет открыта до Международного Дня музея — 18 мая.

Мария ГЕЛИТОВИЧ, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ