Недавно прогуливался по центру Киева и поймал себя на мысли, что я не видел собственными глазами памятника Ленину с отбитым носом — только по телевизору. Такое осознание появилось уже тогда, когда я вышел на Большую Васильковскую (бывшую Красноармейскую) и возвращаться не хотелось. Представьте себе: я его не видел, но несколько раз упоминал в своих публикациях. Мне сейчас даже кажется, что безносый Ленин как-то являлся мне во сне, хотя я не уверен в этом. Даже сомнение — снился он мне или нет — уже свидетельствует о том, что памятник Ильичу стал частью моей жизни. Спасибо, хоть не поселился у меня в квартире и не заседает в моем туалете каждое утро.
Я подозреваю, что аналогичные вещи происходят в умах многих наших соотечественников. Ведь об отбитом носе вождя пролетариата средства массовой информации нашумели так, что эту историю услышали даже те, кто совсем не интересуется политикой. Раны на лице Ильича обсуждались чуть ли не оживленнее, чем здоровье родной тети Татьяны или дяди Дмитрия. Это при том, что дядя и тетя намного ближе нам, и их здоровье может непосредственно влиять на нашу жизнь.
Тем временем, у меня произошло еще одно показательное событие. В мою квартиру заглянули представители правления объединения совладельцев многоквартирного дома, где я живу и к которому отношусь. Они проверяли мои счетчики. Слово за слово — и оказалось, что они собираются оплачивать коммунальные услуги по значительно повышенным тарифам, установленным командой нашего космического мэра Леонида Черновецкого. Я сказал, что существует решение суда, отменившее повышение тарифов, — об этом писала пресса. Представители правления заявили, что им безразлично, потому что цены устанавливает не суд, а Водоканал и «Киевэнерго». Как они скажут — так и будет. А если мы, мол, не захотим платить, то нам либо воду отключат, либо электричество. Никакие ссылки на суд на них не влияли.
Я нашел то решение суда, и оказалось, что граждане таки вынуждены платить по тарифам «от Черновецкого», ведь судебный вердикт вступит в силу только после того, как его рассмотрят в Апелляционном суде. Но показательным является факт, что представители нашего правления даже не интересовались судебными делами, хотя они непосредственно влияют на состояние наших карманов. Они заранее были готовы выполнить любые требования власти, но не побороться за свои права и права жильцов дома.
На этих двух примерах в очередной раз убедился, что мы охотно интересуемся вещами, которые непосредственного отношения к нам не имеют, но игнорируем те, которые напрямую имеют к нам причастность. А если не игнорируем, то не готовы пошевелить пальцем, чтобы что-то изменить.
Не такой ли парадокс в нашем восприятии жизни приводит к тому, что политики, а в нынешней ситуации кандидаты в президенты во многих случаях избегают давать конкретные обещания по конкретным проблемам? А все говорят о НАТО и УПА. А мы и покупаемся на такие хитрости. Наверное, до сих пор не утратили своей наивности как избиратели. Поэтому и голосовать пойдем, образно говоря, за отбитый нос, а не за коммунальные тарифы.