Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Педагогическая поэма» сегодня

13 марта, 2003 - 00:00


Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Антона Макаренко. Известно, что его педагогическую систему ценят сегодня во всем мире. Особый интерес к наследию Антона Семеновича проявляют сейчас педагоги Германии, Японии, Соединенных Штатов и многих других стран. Хотя, конечно, Макаренко был прежде всего человеком Системы и предложил воспитание социально небезопасных детей в рамках того, советского, общества. Что же нового внес в мировое педагогическое наследие наш соотечественник и на сколько его идеи актуальны в воспитании детей нынешнего поколения? С этим вопросом «День» обратился к первому президенту Академии педагогических наук, советнику президиума АПН Украины Николаю ЯРМАЧЕНКО.

— Антон Макаренко развивал свои педагогические идеи в начале прошлого столетия и его педагогическое новаторство органически вплеталось в поиски современной ему мировой педагогики, становилось ее составляющей частью. В то время педагогика была насыщена реформаторскими идеями. В Европе появлялось понятие «новой школы», «нового воспитания», а в Соединенных Штатах велась экспериментальная работа Джона Дьюи. Это были школы, где ставилась задача воспитывать инициативных и всесторонне развитых людей, способных со временем стать предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и общественной жизни. В этих школах обучение органически сливалось с организацией продуктивного труда детей, а само содержание образования приближалось к практическим потребностям без зацикливания на узкой специализации учащегося. Антон Макаренко идеи этой новой школы очень удачно реализовывал и развивал в колонии имени О. Горького и коммуне имени Ф. Дзержинского. Традиционная педагогика всегда на первый план выдвигала обучение, а воспитание рассматривала только как нечто сопутствующее обучению. Макаренко же воспитание поставил на первое место, а обучение воспринимал как составляющую часть воспитания. Он считал, что задача школы состоит в воспитании демократических взглядов и умении жить по демократическим принципам.

— Известно, что Макаренко был сторонником коллективного воспитания. Не игнорировалось ли при этом воспитание личности?

— Это большая ошибка. Антон Семенович рассматривал коллектив как способ, который обеспечивает эффективное воспитание и развитие личности. Система Макаренко ориентировалась на воспитание человека, у которого гармонично сочетаются личностные и общественные интересы. Он создавал такие условия, когда воспитанники выполняли функцию воспитателей, давал им широкие полномочия через систему самоуправления. Из двух дежурящих по детскому учреждению людей (воспитателя и воспитанника) старшим был ребенок. А любое распоряжение члена Совета командиров было обязательным не только для учащихся, но и для всех воспитателей и инженеров завода, на котором работали дети. Самоуправление было настолько эффективным и действенным, что при переезде колонии имени Горького в Куряж, где царила атмосфера грязи и стихийности, Макаренко потребовал сокращения штата воспитателей вдвое, а со временем полностью отказался от штата платных воспитателей. Однако это вовсе не означало полного отказа от воспитателей в детских учреждениях.

— Каковы же были требования Макаренко к педагогам?

— Он рассматривал подход к педагогическому делу как к производству, где воспитателям поручается серьезная деловая функция. Он считал, что нельзя главную ставку делать на педагогические таланты, что мастерству преподавателя нужно просто научиться, хотя дело это очень сложное и таит в себе массу опасностей. Страх перед сложностью профессии может проявляться в двух формах. Первая форма проявления этого страха заключается в стремлении постричь всех под одну гребенку, втиснуть человека в стандартный шаблон и при этом воспитать узкую серию человеческих типов. Второй формой проявления страха перед трудностями в работе по педагогической специальности является пассивное следование за каждым индивидом, то есть в «гипертрофии индивидуального подхода».

— Удалось ли Макаренко разработать какие-то универсальные методы воспитания, срабатывающие в разные времена и при различных условиях?

— Любую методическую догму он считал недопустимой в воспитании, так как не существует в природе никаких абсолютно правильных педагогических методов и систем, а любое догматическое положение, которое не исходит из сиюминутных обстоятельств, данного этапа, всегда будет порочным.

— Какие педагогические цели ставил перед собой Макаренко? Каких людей стремился воспитывать?

— Он стремился помочь своему воспитаннику стать современным человеком, хорошо образованным, обладающим высокой квалификацией. Он старался помочь ему стать дисциплинированным и политически зрелым, преданным своему народу, развить чувство долга и понятия чести. Он хотел научить их как приказывать, так и подчиняться товарищам, уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным — в зависимости от условий жизни. Он много работал над тем, чтобы его воспитанники становились активными организаторами, настойчивыми и закаленными, умеющими владеть собой и влиять на других. Он хотел, чтобы ребята любили жизнь и могли быть счастливыми не только в будущем, но и в каждом сегодняшнем дне.

СПРАВКА «Дня»


Антон Семенович Макаренко (1888—1939) — советский педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М.Горького (1920—1928 г., под Полтавой, с 1926 г. в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им. Ф. Э. Дзержинского (1927—1935 г., в пригороде Харькова). Разрабатывал теорию и методику воспитания в коллективе, теорию семейного воспитания. Является автором художественных произведений на педагогическую тематику — «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938), «Марш 30-го года» (1932), «Книга для родителей» (1937), а также ряда педагогических статей.

Людмила РЯБОКОНЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ