Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Перекрашенные цветы

19 сентября, 2000 - 00:00

Открытие сезона в Национальной филармонии Украины показало, что скроенная по советским лекалам «новая идеология» лихо берет музыку под свою опеку.

Возможно, я преувеличиваю, и все еще не так страшно, как мне кажется. Возможно, это и впрямь нормально, что сезон в филармонии начинается так называемой «Духовной импрезой» при участии религиозных и политических деятелей; в фойе под пение «Боже великий, єдиний» в исполнении церковного и светского хора открывается выставка «Сакральное искусство» (экспозиция христианских икон, выполненных учениками мастерской Николая Стороженко и кафедры реставрации Академии художеств), а на сцену артистам выносят букеты настолько же идеологически выверенные, как и тогдашние корзины красных гвоздик — только из «жовтих» гербер и «блакитних» васильков. Не менее программным было и первое отделение концерта, в котором Симфонический оркестр Национальной филармонии (главный дирижер — Николай Дядюра, солист — пианист Евгений Ржанов) исполнил концерт Левка Ревуцкого «Памяти Миколы Лысенко». Музыка, с точки зрения идеологии, безупречна: национальный композитор, посвящение — другому национальному композитору; с эстетической точки зрения — сразу навевает воспоминания о культурном досуге трудящихся киногероев Рыбникова и Макаровой. Конечно, Ревуцкий — великий композитор, но накануне третьего тысячелетия его Концерт №2 фа мажор «Памяти М. Лысенко» выглядит апофеозной самопародией (в некотором смысле это все равно, что открывать какую-нибудь новую хрестоматию украинской лирики, например, стихотворением Максима Рыльского «Україно моя» (то самое, явно выжатое «по заказу времени», где про «звiрiв-ворогiв» etc.), вместо того чтобы ненавязчиво поискать у Рыльского чего-либо менее одиозного). И сами филармонийцы виноваты в этом менее всего: вряд ли есть такая сила, чтобы в условиях финансового отчаяния отклонить предложение принять участие в программе НДП «Украина духовная» или противостоять общественному мнению: на пресс-конференции одним из важнейших вопросов для музыкальных журналистов был следующий — почему в репертуаре филармонии произведений украинских композиторов меньше, чем произведений мировых классиков.

То, что сезон в филармонии действительно начался, понимаешь во втором отделении, когда оркестр блестяще исполнил Фантастическую симфонию (Эпизод из жизни артиста) Берлиоза, а резкий (на грани иронии) контраст между напыщенным соцреализмом первой части программы и гротескным романтизмом «Фантастической», герой которой — «молодой безнадежно влюбленный музыкант с болезненным воображением в припадке отчаяния отравляется опиумом», свидетельствует о том, что в искусстве понемногу наступают времена «эзопового языка», и всем нам придется опять учиться читать между строк. Чего и вам желаю.

Леся ГАНЖА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ