Вообще-то подобные конфликты решаются, как говорится, в рабочем порядке. Отчего же музыканты вышли на улицу? В эмоциональном заявлении они утверждают, что министерство самоустранилось и вместо того, чтобы решить проблему, заняло позиции стороннего наблюдателя. А между тем, нынче первый симфонический оркестр страны вынужден проводить репетиции в небольшой комнате, а за выступления на сцене филармонии, на которой музыканты работали до 1990 года, платить арендную плату около двух с половиной тысяч гривен. Процессом уничтожения коллектива, по утверждению пикетчиков, «руководит» протеже Дмитрия Остапенко (в прошлом министра культуры, а ныне Генерального директора Национальной филармонии Украины) Николай Береговой, которому еще весной этого года оркестранты высказали недоверие. К столь кардинальным мерам, как пикет, коллектив прибегает уже не в первый раз. Можно сказать, что этот конфликт уже приобрел хроническую форму.
— С первого дня своего существования Национальный симфонический оркестр Украины был в структуре филармонии, — комментирует ситуацию Дмитрий Остапенко. — Потом, в период когда его возглавлял Стефан Турчак, он приобрел самостоятельный статус, но при этом оставался репетировать и выступать в Колонном зале им. Лысенко, то есть, по сути, на чужой базе. Когда начался ремонт и реконструкция нашего здания, оркестр арендовал помещения в Украинском доме и в концертном зале «Золотые ворота». Филармония тоже не прекращала своей гастрольной деятельности и на базе бывшего репетиционного зала ансамбля танца им. Вирского мы создали Малый концертный зал. При этом параллельно проводили классические вечера и симфонические концерты, приглашая известных гастролеров, которые выступали в сопровождении Национального симфонического оркестра Украины. Но оркестр, возглавляемый в то время г-ном Кучером, совершенно не считался с нашими планами и сосредоточился исключительно на собственной гастрольной деятельности и записях. Мы фактически не могли составлять перспективные планы и вынуждены были подстраиваться под их график. Это при том, что во всем мире существует практика планирования гастролей на несколько лет вперед (если приглашать звезд). Получается, что главная филармоническая сцена оказалась без основного художественного коллектива. Поэтому, пока проходили реконструкция нашего здания, я, а затем наш худрук Владимир Лукашов стали создавать собственный новый Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины (дирижер Николай Дядюра). Естественно, что его репетиционной базой стал Колонный зал им. Лысенко. В связи с этим Национальный симфонический оркестр Украины проводит репетиции в Малом концертном зале, где размещается и Государственный духовой оркестр. Филармония такая же хозрасчетная организация, как и они. Мы стараемся координировать планы. Так, до февраля следующего года уже определились, а в марте и апреле оркестру пока предоставлено по одному дню для концертов. Боле того, мы им даем скидку — 50 % стоимости аренды. Я не понимаю, чего еще хотят оркестранты от филармонии? Распустить свой коллектив и предоставить свое помещение другому юридическому лицу? Это не логично.
Похоже, контраргументы руководства филармонии противная сторона услышать не хочет. Разногласия с Н. Береговым — лишь вершина айсберга. Пикетировать имеет право каждый человек, но разрешит ли данная акция проблему?