Накануне Святого Николая харьковчанин (не будем уточнять имен по этическим соображениям) решил сделать сыну подарок — приобрести новенький телевизор. Для этого обратился в банк за кредитом. Но ему отказали. Догадайтесь — почему? Потому что у него первая группа инвалидности, недостаток зрения. Несколько негуманная и, главное, незаконная причина для отказа. Ведь все необходимые справки человек предоставил, и уровень его доходов позволял оформить кредит. Харьковчанин подал судебный иск. Недавно суд признал действия банка незаконными, то есть официально признал факт дискриминации и обязал выплатить пострадавшему одну тысячу гривен компенсации.
Этот случай юристы считают прецедентом в судебной практике Украины, ведь это едва ли не впервые суд стал именно на сторону инвалидов. И отмечают, что на этом останавливаться не стоит. Ведь фактов дискриминации именно из-за физических недостатков — немало. Как рассказал председатель Харьковской ассоциации незрячих юристов Олег ЛЕПЕТЮК, у его клиентов чаще всего проблемы возникают во время транспортного обслуживания (из-за отсутствия пандусов), при доступе к информации и при пользовании банковскими услугами. «Были звонки по поводу программы государственного кредитования. Инвалид первой группы хотел получить такой кредит, ему отказали из-за того, что он... инвалид. Другой вопрос — человек стоял в очереди, чтобы получить от государства автомобиль, но при этом нужно оплатить 30% его стоимости. Обратившись в банк за ссудой, тоже получил отказ. Соответственно, автомобиля не получил».
Были случаи, когда незрячие подавали иски на сеть аптек из-за отсутствия пандусов и даже на ночной клуб, куда не пустили девушку в инвалидной коляске, которая, между прочим, занимается спортивными танцами на колясках. По мнению эксперта Коалиции по противодействию дискриминации Марии Ясеновской, в отмеченных случаях речь идет не столько о физической доступности услуг, сколько о барьерах в человеческих головах. Ведь уважение к достоинству каждого человека никто не отменял.
Кроме того, существует ряд законов, который гарантирует равный доступ к этим услугам независимо от состояния здоровья, цвета кожи или религиозной принадлежности. «Это и нормы гражданского права (если речь идет о публичном договоре, то предприниматель, в данном случае банк, не имеет права выбирать себе клиента по каким-то признакам), закон о защите прав потребителей, который предусматривает реализацию этих прав без какой-либо дискриминации, а также Конвенция ООН по правам инвалидов», — добавляет Олег Лепетюк.
Киевлянин Денис Петров, который на себе прочувствовал, что такое дискриминация. «Месяц назад я решил приобрести телефон в рассрочку. Для этого заполнил онлайн-анкету, банк сообщил мне о позитивном решении. Но при встрече банковские сотрудники начали громко переговариваться, мол, а как же он будет подписывать договор? Я им отвечаю — ручкой. Потом начались переговры с начальством, в итоге списали все на то, что я не указал инвалидность в анкете, но это дискриминационный вопрос и его в заявке вообще не было. Потом аргументировали отказ тем, что моя заявка уже устарела, а спустя некоторое время объяснили это своими внутренними распоряжениями», — делится Денис.
Как рассказал адвокат Дениса Геннадий Евсеев, недавно получил объяснение от банка, почему же его подопечному отказали в кредитовании: «Выяснилось, что это сделано на основании статьи 1058 Уголовного кодекса, когда банку заведомо известны основания, что клиент не вернет ссуду. Но откуда такие данные, если доходы клиента были достаточными? И вторая причина отказа — это банковская тайна».
Однако такие перипетии Дениса не сломали, и он решил провести собственный эксперимент: прошелся еще по нескольким отделениям разных банков, якобы для оформления кредитной карточки. Результат был тот же, то есть никакой. Но когда Денис захотел открыть депозитный счет, то почему-то никаких проблем при этом не возникло.