Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему британская монархия может позволить себе самоиронию...

...а украинская демократия — нет
31 июля, 2012 - 12:06

Как написали многочисленные СМИ, открытие Олимпиады в Лондоне заставило британцев «задыхаться от гордости». И это касается не столько зрелищности, мощности спецэффектов и фейерверков (этим уже никого не удивишь, мир устал от шоу, людям хочется настоящего!), сколько масштабности самой идеи. Режиссер-постановщик шоу «Острова чудес» Денни Бойл смог не только уловить, но и визуализировать «дух британской самоиронии». Действо прочно держалось на сложной «конструкции» из культурных кодов и смыслов, которые в подавляющем большинстве легко читаемы не только британцами, но и миром. В основе шоу — эволюция британского общества, судьбоносные вехи его истории (не всегда приятные, впрочем, неминуемые и часто решающие), основные черты и бренды современной Великобритании.

Примечательно, что идею для своего шоу Бойл почерпнул из «Бури» Вильяма Шекспира. Режиссер не обошел вниманием и неофициальный гимн Великобритании «Иерусалим» на стихи еще одного «очень британского» Вильяма — Блейка.

Пасторальные английские пейзажи, овцы и игра в крокет сменились промышленной революцией, изобретением стали (которое себе приписывают сразу два государства — Великобритания и Германия), появлением на сцене изобретателя Изамбарда Брюнеля, маршем суфражисток (признак зарождения гражданского общества), Второй мировой войной, переселенцами из Вест-Индии, качественно новым обществом — мультикультурным и толерантным. Далее — переход в цифровую эпоху... И все это в сопровождении «британского культурного экспорта» — того, который Великобритания дала миру, но в то же время подчеркнуто оставила за собой. Питер Пэн, Алиса, Мэри Поппинс, Волдеморт из книг о Гарри Поттере... Фильмы, сериалы, юмористические шоу... Мистер Бин, Джеймс Бонд, Девид Бекхем... The Beatles, Queen, Rolling Stones, Елтон Джон. Режиссер смело смешивает все, из чего состоит «именно эта Британия»: звучит гимн поколения бунтарей, пародия на God Save the Queen — в исполнении Sex Pistols, и вот уже Королева Великобритании спускается к своим подданным на... парашюте. В сопровождении Джеймса Бонда... Подобную самоиронию, кажется, может себе позволить лишь британская монархия.

Дети на больничных койках в шоу — напоминание, что 160 лет назад именно в Англии появилась первая специализированная больница для детей. Поводы «задыхаться от гордости» — именно в этом, в многочисленных «гуманных» режиссерских ходах, как, например, появление перед зрителями дирижера и перкуссионистки Эвелин Гленни, которая руководила почти тысячей барабанщиков. В 11 лет она потеряла слух, но это не помешало ей стать успешным музыкантом.

Церемония открытия Олимпиады наглядно продемонстрировала, что технические возможности, глобализация мира и единое информационное пространство не только не размыли британскую идентичность, а наоборот — усилили и укрепили ее.

А теперь представим, что Украина получила возможность принимать Олимпийские игры. Чтобы она могла предложить гостям, имея на подготовку церемонии открытия 42 млн. долларов? Смогла ли бы так грандиозно и потрясающе показать свой дух, свою суть, показать свою историю — без лишнего пафоса и без замалчивания определенных событий? Смогла ли бы ретранслировать на весь мир свои культурные коды и символы, сделав их понятными для других (а в первую очередь для себя)? Смогла бы! Но...

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ