Нацбанк до 20 августа продлил срок обязательной продажи экспортерами 50% валютной выручки. Об этом речь идет в постановлении НБУ № 271 от 12 мая 2014 года. Напомним, что НБУ прибегнул к такому шагу еще 19 ноября 2012 года (на шесть месяцев), но потом никак не мог от него отказаться, постоянно продолжая действие постановления.
Это следствие валютного «голода» в стране, или руководство НБУ вместе с КМУ не могут правильно приспособить МВФовские деньги, чтобы успокоить рынок?
Министр экономики Павел Шеремета объясняет: «Прежде всего, курс определяет рынок. Эскалация на востоке негативно влияет на рынки, которые поддаются, очевидно, определенной нервозности, и мы видим это на курсе».
А вот эксперты разошлись в оценках о влиянии на гривню решения НБУ.
«Я считаю позитивным шагом продолжение обязательной продажи валюты, потому что в постановлении изменились сроки возвращения валюты со 180 до 90 дней. Но в целом этот шаг несвоевременный», — объясняет «Дню» председатель правления «Украинской межбанковской валютной биржи» Анатолий Гулей. По его словам, массовое выведение капитала началось в феврале-марте 2014 года. А установленные НБУ 180 дней для возвращения валюты в Украину в условиях кризисной ситуации означали, что деньги реально могут вернуться в страну только через 6 месяцев, то есть не раньше августа 2014 года. И нужно понимать, подчеркивает Гулей, что большинство предприятий, которые торговали тогда по импортным контрактам, отправляли предварительную валютную оплату с тем, чтобы через 6 месяцев, не забирая продукцию, вернуть свои деньги в страну, когда валютный курс уже будет составлять 12 или 11 гривен, а покупали они валюту при 8-9,5 гривни за доллар.
Бывший заместитель председателя Национального банка Украины, ректор Международного института бизнеса Александр Савченко не разделяет оптимизма Гулея о спасительной роли для украинской экономики продолжения экспортных ограничений. По его мнению, такой шаг — вполне логичный, чтобы продлить покой в системе. И его отмена спровоцировала бы еще большее падение гривни, добавляет Савченко. «Впрочем, «сбить» стремительную девальвацию, вряд ли это поможет. Слишком долгое время рынок ожидает успокоения адекватными мерами, вместо этого НБУ использует советскую модель, которая базируется на ограничениях, запрещениях, лицензиях. В его действиях она доминирует и очень плохо работает», — объяснил в комментарии «Дню» банкир. А вот кредит МВФ не действует на украинскую экономику успокоительно, по словам Савченко, потому что определяющим фактором среди остальных является именно политика НБУ. «Если она неадекватная, то сколько денег не дай все равно она не изменится», — подытоживает он.
Зато по оценкам председателя правления «Украинской межбанковской валютной биржи» гривня таки окрепнет от притока старых-новых средств украинских капиталистов. Чтобы понять насколько, он советует опираться на анализ общих сумм выведенных за границу в период кризисного обострения в Украине. Таким, по его мнению, является февраль-март 2014 года. «После 20-го января 2014 года начались массовая скупка валюты и желание бизнеса выводить средства за границу по псевдоконтрактам. Если в среднем в день выводилось до миллиарда долларов в течение 2 месяцев, то около $30-40 миллиардов могут вернуться. Если половина обеспечена товарами, а другая — нет, то $20-30 миллиардов смело может прийти на валютный рынок Украины до конца лета этого года», — оптимистично говорит он. Поэтому валютный коридор, по мнению Гулея, полностью может установиться в пределах 10-11 гривен за доллар. «Это отвечает экономическим расчетам и психологическим ожиданиям населения», — объяснил финансист. Но фактор населения, по его мнению, не успокоится полностью, пока политическая ситуация в Украине не охладеет.