Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Почему мы так расточительны со своим наследием?

В концертном исполнении впервые прозвучали два варианта «Вия» Виталия Губаренко
16 июня, 1996 - 19:59
К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВИТАЛИЯ ГУБАРЕНКО В КОНЦЕРТНОЙ ВЕРСИИ ПРОЗВУЧАЛИ ФРАГМЕНТЫ ОПЕРЫ-БАЛЕТА «ВИЙ», КОТОРУЮ КОМПОЗИТОР НАПИСАЛ НА ГОГОЛЕВСКИЙ СЮЖЕТ. ФРАГМЕНТЫ ИСПОЛНИЛИ МУЗЫКАНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛАРМОНИИ УКРАИНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ ДИРИЖЕРА ИГОРЯ ПАЛКИНА, БАРИТОН АНАТОЛИЙ ЮРЧЕНКО И ДРУГИЕ АРТИСТЫ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Понедельник не самый «концертный» день, тем не менее в зале Национальной филармонии им. М. Лысенко был аншлаг. В цикле «Вечера украинской музыки. Наследие и современность» звучала музыка Виталия Губаренко. Концерт был посвящен 75-летию композитора, так рано ушедшего от нас. Правда, успел он много — в его наследии, не считая мелких произведений и крупных симфонических форм, 13 опер и балетов, которые появляются на родных сценах несправедливо редко.

Вообще число «13» очень знаковое в его жизни. Достаточно лишь вспомнить несколько сакраментальных событий, кроме количества написанных оперно-балетных произведений. Родился — 13 июня. На тринадцатый день пребывания в больнице — умер. А через тринадцать дней после этого печального события состоялась премьера последнего его произведения — хореографических сцен «Вий». Он продолжал работать над «Вием» все последние дни, и больничная обслуга помнит, как он напевал по телефону дирижеру ритмы.

Руководство Киевской филармонии в лице директора Дмитрия Остапенко и художественного руководителя Владимира Лукашева, которые плодотворно работали с Виталием Губаренко еще в Харькове — первый был директором Харьковского оперного театра, второй — его режиссером — сверстали программу бережно и интересно. В концертном исполнении впервые прозвучали два варианта «Вия».

В первом отделении в исполнении Академического симфонического оркестра Национальной филармонии под управлением Игоря Палкина — хореографические сцены «Вий». Те самые, которые он напевал по телефону из больницы в свои последние дни. Причем тогда еще два молодых перспективных дирижера всерьез заинтересовали музыкой маститого уже Виталия Губаренко, и он успел с ними плодотворно поработать. Имена их — Владимир Сиренко и вышеупомянутый Игорь Палкин.

Знаменитый гоголевский сюжет в интерпретации композитора, не в первый раз к нему обратившегося, делается еще более плотным, загадочным и энергетичным. По большому счету, это — готовый балет, который, к сожалению, никто пока не поставил.

Во втором отделении звучала опера-балет «Вий», который был написан 25 лет назад, к 175-летию писателя, по заказу, кстати, Киевской оперы. Правда, получив партитуру, руководство театра засомневалось, в угоду реалистичным «цековским» предпочтениям, в правомерности существования на главной оперной сцене страны мистического сюжета земляка-классика. Справедливости ради надо сказать, что опера была поставлена в Одессе и с успехом шла шесть сезонов. Концертное ее исполнение было представлено слушателям впервые.

К оркестру под управлением Игоря Палкина присоединился хор «Хрещатик», которым руководит Павло Струць, солисты филармонии: обладатель великолепного баритона Анатолий Юрченко (Хома), глубокое, легкое и артистичное меццо-сопрано — Ольга Табулина (Бубличница). Партию Сотника исполнил давний друг и соратник, тенор Александр Востряков, которому в свое время Виталий Губаренко посвятил монооперу «Самотність».

На подобных концертах мы понимаем, что обладаем бесценным музыкальным наследием, которое ничуть не уступает мировым изысканиям современной музыкальной культуры. Жаль только, что театры не включают такие постановки в свои творческие календарные планы, а Министерство культуры и туризма не располагает средствами для осуществления этих постановок, которые по праву могли бы украсить не только репертуарную афишу родных театров, но и явить миру истинно национальное искусство.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ