На оригинальной экспозиции известного киевского архитектора и карикатуриста Виктора Кудина его работ почти не увидишь — за ними нужно подглядывать в небольшие дырочки, проделанные в фанерных колоннах: в каждой по несколько дырок, и, соответственно, в них можно «подглядеть» несколько работ. Организаторы выставки называют это «шоу дизайна ... где сарказм работ отражен в иронии архитектурной конструкции». Собственно в «архитектуре», занимающей чуть ли не треть салона, на монтаж которой ушла целая неделя, иронии мало: ирония как раз в том, что мы «подглядываем» за картинами — нагибаемся, приседаем.
— Общение с карикатурой — это очень интимная вещь. Многие люди, когда разглядывают карикатуры, не хотят показывать свои эмоции. А так никто не видит, что они смотрят, поэтому они будут более откровенно общаться с работой, получат больше эмоций, — объяснил замысел Виктор Кудин. — Карикатура — это, по сути, архитектура. Работа над одним и вторым очень схожа. Ведь карикатурист выдумывает что-то, переворачивает, что-то слепляет и получает что-то новое — новый смысл, объект, идею...
Вместе с карикатуристом Анатолием Казанским, рисунки которого более 10 лет печатаются в газете «День», и еще несколькими товарищами-художниками в 1983 году Виктор Кудин организовал творческий клуб «Архигум», главой которого является и поныне. Как и многие молодые, талантливые и амбициозные художники, участники клуба хотели выделиться, чтобы их заметил мир. Так и случилось: и хотя Анатолия Казанского уже давно нет среди нас, его рисунки были актуальными пять и десять лет назад, актуальны они и сегодня. Кстати, в августе 2006 года увидел свет альбом карикатур Анатолия Казанского. Виктор Кособукин и сегодня называет Анатолия своим лучшим товарищем.
Одновременно с открытием выставки автор презентовал новый альбом «Cartoon карикатура». По словам карикатуриста, «альбом — это первая попытка подвести итоги созданного, сложить воедино то, что раньше разлетелось по миру — по отдельным выставкам и изданиям». Вошли в него и работы, которые прячутся сегодня в картоне в салоне Format Dio Concert Store. Эти рисунки не очень смешные. Скорее, совсем не смешные, а сатирические, иронические. Да и автор говорит, что это не самое главное.
— Карикатура — это не значит, что должно быть смешно, хотя люди так привыкли. Это другое: вывернутое, перевернутое что-то, что раскрывает человеку другую тему, которую не выразишь по-другому, — считает Виктор Кудин.
Однозначно, его работы очень философские и касаются всего общечеловеческого, то есть такие, что время проходит, а нарисованное остается актуальным. Например, мужчина с зонтиком, а над ним — огромная кирпичная капля или человек с несколькими парами глаз и языков. Или взять мужчину, который пришел к врачу с забинтованной ногой, а у врача из-под стола выглядывают куриные ноги (врач, вылечи сначала себя?). Или палач, пожимающий руку топору... Бросается в глаза большое количество героев-висельников: один висит на веревке, а ему женщина зашивает носки, о язык второго девочка смачивает марку, третий висельник — церковный колокол (все это — метафора творческого кризиса?). Как и каждый художник, не обошел Виктор Кудин тему эротики: полуголая женщина на кровати, а около нее — подушка с медалями; на другой картине, которая висит на стене и за ней не нужно подглядывать, — большие красивые глаза, вокруг которых — маленькие пары из «Камасутры».
— Виктора я знаю очень давно, он занимается карикатурой 20 лет. Именно тогда они с коллегами хотели выделиться как молодые независимые художники. Как видите, это им удалось. Вспоминаю, как в начале 90-х на заборах Андреевского спуска они пристраивали свои работы — приносили туда радость и оптимизм. Вместе с Анатолием Казанским эти молодые художники были незашоренными, для них не существовало партийных рамок. Это была молодая надежда нашей карикатуры, и она подтвердилась. Если посмотреть на работы Виктора, то мы сразу поймем, что имеем дело с художником высокого уровня. На мой взгляд, не может быть европейский или какой-либо другой художник, ведь если есть уровень, то он — везде. Я рад за Виктора, потому что он так поднялся, что им может гордиться наша сатирическая графика, — говорит главный редактор журнала «Перець» Михаил Прудник.
Вспомнил господин Прудник и нашего (потому что до сих пор у нас выходят его рисунки) Анатолия Казанского:
— Я удивляюсь, как он так много нарисовал. Это колоссально. Его работы и сегодня актуальны, потому что в них — философия, как и у Виктора, которая не зависит от времени, власти и правительств.