Это, собственно, предположение, которое вытекает из природы кинематографа как такового. Потому что уже в самом акте киносъемок, — который сам по себе является похищением/разоблачением реальности с помощью камеры, — скрыта чрезвычайно мощная провокация.
47-летний американский независимый режиссер Тод Соллонз, чей фильм «Перевертыши» — ох уж эти бездари- прокатчики — ведь есть слово «Палиндромы», абсолютно адекватное оригинальному названию «Palindromes»!) выходит в прокат, мастерски умеет именно разоблачать обычную реальность с помощью камеры. Провоцирует каждым новым фильмом и каждым кадром в этом фильме. А объект его разоблачения — ни больше ни меньше, — традиционные ценности морального большинства, на которых основывается американское сообщество как таковое.
И наиболее ненавистен ему такой базовый институт этого сообщества, как семья. Достаточно только этого: в одном из предыдущих фильмов «Счастье» (1998) Соллонз делает главным героем педофила, который при всем этом является внешне абсолютно типичным средним американцем, который старательно исполняет функции отца и мужа. При этом моралисты, которые ему противостоят, выглядят просто жалко. Не в таком откровенном, но более мрачном фильме «Сказочник» Соллонз вообще не имеет жалости ни к кому — от коллег по кинематографии до маленьких детей. Все поступают нехорошо, все добиваются своего через головы других...
«Певертыши» на этом фоне выглядят очень лирически, даже нежно и целомудренно. Это всего лишь история о 13-летней девочке Авиву. Которая всего лишь хочет забеременеть и родить ребенка — потому что это ее единственный шанс спастись от одиночества. А сам фильм сделан как этакая сказочка о скитаниях маленькой принцессы в поисках самого дорогого сокровища — ребеночка, где роли колдунов, людоедов, драконов и великанов исполняют взрослые. Причем режиссер специально подчеркивает эту сказочность, вклеивая яркие заставки в стиле примитивной живописи между частями фильма и пуская на заднем плане детскую песенку. Но самый запоминающийся прием — это разделение Авивы на несколько разновозрастных альтер-эго. Ее играют (и хорошо играют!) целых семь актрис, в том числе — взрослая пышная афроамериканка!
Палиндром — это слово или фраза, которая читается одинаково в прямом и обратном направлении, например, известное русское «а роза упала на лапу Азора». Имя героини — также палиндром. В общем, подобные цифровые и словесные конструкции проходят лейтмотивом по всей ленте. И это не зря, ведь, как утверждает сам режиссер, палиндром — это знак замкнутого круга, в котором и блуждает бедная Авива.
А впрочем, заканчивается для нее все хорошо. Как и для самого Соллонза — потому что наконец он сделал действительно поэтическую и уравновешенную картину. Конечно, это все равно поэзия провокатора — но ведь она есть, в отличие от многих благопристойных историй «настоящей» любви...