Днепропетровский художественный музей ищет спонсоров для реставрации картин, которые жительница Днепропетровска Марина Свидло недавно нашла на чердаке собственного дома. Неожиданно для себя она стала обладательницей почти трех десятков полотен, написанных известными днепропетровскими художниками-шестидесятниками Александром Войцеховским и Владимиром Эрлихом. «В середине мая, — рассказывает Марина, — я переехала в дом, подаренный мне мамой. Когда затеяла ремонт, поднялась на чердак с электриком, чтобы тот поменял проводку, а там — целый склад полотен. Двадцать две картины я перенесла к родственникам на хранение, а три — отнесла в Днепропетровский художественный музей». По словам хозяйки дома, на чердаке пока находится еще одна картина, которую соседи использовали как... перегородку. Кроме того, в углу стоял мольберт с натянутым полотном, а рядом с ним подставка, на которой, очевидно, сидел художник. «Впечатление такое, — говорит Марина, — что чердак в свое время использовался в качестве мастерской. Некоторые из картин были датированы и подписаны, что помогло внести ясность, почему они оказались на этом чердаке. Судя по всему, дом раньше принадлежал отцу А. Войцеховского. А молодые художники в конце 1950-х — начале 1960-х годов использовали чердак как свою мастерскую».
Искусствовед Людмила Тверская считает, что для Днепропетровского художественного музея найденные картины — редкостная находка. «Уже много раз мы сталкивались с тем, — поясняет она, — что ценные работы, которые находят люди, выбрасывались. Поэтому сотрудники музея были приятно удивлены, когда молодая женщина принесла эти картины и поинтересовалась судьбой их авторов, историей, смыслом. Ее поступок подарил надежду, что все-таки наши люди неравнодушны к искусству. Всем известно, что сегодня комплектация музеев практически не пополняется, потому что государство не выделяет средств. Работы, случайно найденные Мариной Свидло, принадлежат одним из ведущих мастеров 60—70-х годов прошлого века — Александру Войцеховскому и Владимиру Эрлиху. Эти живописцы в свое время определяли лицо Союза художников в Днепропетровске. В коллекции нашего музея уже есть монументальная работа Александра Войцеховского «Осенний мотив». Поэтому нам еще приятней, что найденные картины раскрывают творческую лабораторию двух известных художников». Как рассказала Людмила Тверская, А. Войцеховский и В. Эрлих были приятелями. Оба они после войны закончили Днепропетровское художественное училище, входившее в пятерку лучших учебных заведений Украины своего профиля. Судя по всему, молодые художники в конце 1950-х — начале 1960-х годов не имели своих студий и работали на чердаке. Таким образом, их студия сохранилась в том виде, какой была полвека назад. Оба художника уже умерли, однако в Украине и Израиле живут их потомки, которые теперь могут претендовать на обнаруженные картины и этюды. «А. Войцеховский в основном писал пейзажи, а В. Эрлих — портреты, — рассказывает Л. Тверская. — Оба писали в духе социалистического реализма и нередко на производственную тему, как тогда было принято. Однако от этого их картины не обесцениваются. Наоборот, живопись советского периода все больше входит в цену на украинских аукционах и мировом рынке». Как искусствовед, Л. Тверская очарована прекрасными пейзажами А. Войцеховского, на которых изображена Юрмала — Рижский залив и баркасы. Однако не меньшую ценность, по ее мнению, представляют полотна, запечатлевшие металлургический завод имени Петровского или портрет сварщика. «Все эти картины, — считает она, — являются свидетельством своего времени, а потому остаются для нас художественными шедеврами». Правда, большинство картин из-за полувекового пребывания на чердаке значительно пострадали — они поражены грибком и плесенью. Необходимы реставрационные работы и соответственно финансовые средства. «Мы надеемся, что в Днепропетровске или в Украине среди состоятельных людей найдутся ценители искусства, которые помогут нам реставрировать картины», — говорит Л. Тверская.