Работа бывшего Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в России Николая Билоблоцкого была оценена на наивысшем уровне президентом Владимиром Путиным. Вчера украинский дипломат получил памятную благодарность «за вклад в развитие и упрочение украинско-российских отношений» из рук своего российского коллеги Виктора Черномырдина (на фото). Нынешний и бывший послы также поделились своими мыслями о нынешнем состоянии отношений между Украиной и Россией. Кроме того, российский дипломат попробовал открыть по просьбе «Дня» секрет своего посольского долголетия: в Киеве он работает уже почти пять лет.
Несмотря на явную напряженность в украинско-российских отношениях в последнее время, Н.Билоблоцкий в целом считает результаты своей почти шестилетней работы в Москве успешными. Напомним, что Н. Билоблоцкий является своеобразным рекордсменом на должности посла в одной стране — он представлял Украину в Москве с конца 1999 года по 2006 год. Среди наивысших достижений дипломат отметил рост товарооборота между Украиной и Россией с 8,6 миллиарда долларов в 1999 году до 20,3 миллиарда долларов в 2005 году, увеличение экспорта российской нефти в Украину почти в семь раз, а также ратификацию договора по сухопутной части границы между нашими государствами и продолжение переговоров о делимитации морских границ. Н. Билоблоцкий с сожалением признал, что на время его отхода от дел отношения между Украиной и Россией находятся в состоянии определенной «нервозности», но отметил, что «проблемы были» и «для их решения существуют дипломатия и политика». «В наших отношениях сейчас существует определенная нервозность и не видеть этого невозможно. Но мне очень не хотелось бы, чтобы отношения с Россией выстраивались в таком ключе. Необходимо больше терпимости, уравновешенности. Нужно понимать не только цели и задачи, но и надо иметь такие кадры, которые могли бы договариваться и решать, чтобы мы видели конкретные результаты», — сказал украинский дипломат. В комментарии «Дню» Николай Билоблоцкий поделился своими взглядами на тональности дальнейшего развития отношений между Украиной и Россией после формирования новой власти. По его мнению, должна победить не та или иная коалиция, а «здравый смысл». Также он отметил: «Нормальная политика в первую очередь должна развиваться, исходя из национальных интересов и тех инструментов, которые необходимо иметь в наборе для достижения поставленной цели. Сегодня нужно измерять не цветом. Нужно измерять глубину тех просчетов, которые уже есть, а не оглядываясь на то, что было два или пять лет назад. Нужно не раздувать противоречия, а искать идеи, находить под эти идеи людей, способных их реализовать. Если мы будем иметь низкий профессиональный уровень нашей элиты, то не сможем вылезти из той ямы, в которую попали. Прежде всего это касается внутренней политики. Еще Бисмарк говорил: «Лучшая внешняя политика — это внутренняя политика». Нужно измерять глубину психологического, бытового, социального плана в настроениях людей относительно власти и ее действий, а не останавливаться на призыве к единению. Нужно поставить вопрос — кто в ответе за это? Нужно лидерам партийных блоков и фракций садиться за стол и решать вопрос конфигураций. Для народа важен не цвет коалиции, а то, кто будет заниматься решением его многочисленных проблем».
В свою очередь, посол России в Украине Виктор Черномырдин сказал, что важно, чтобы формирование коалиции «поскорее состоялось», поскольку сейчас «сложный период в экономике». Он поддержал идею единства Украины и выразил надежду, что «новая власть будет работать на благо Украины». Виктор Черномырдин сообщил, что визит президента России Владимира Путина в Украину может состояться после формирования украинского правительства. По его словам, президентам Украины и России «есть что обсуждать». «Самое главное — создать госкомиссию под руководством президентов», — отметил В. Черномырдин.
... Встреча бывшего украинского и нынешнего российского послов навела вчера многих журналистов на размышления о дипломатическом «долголетии» Виктора Черномырдина. Виктор Степанович работает в дипломатическом статусе в Киеве с мая 2001 года. Отвечая на вопрос «Дня» о секрете его такой длительной работы, дипломат с улыбкой сказал: «Я вам что — надоел? Так и скажите... Буду работать. У меня есть кому определять, сколько я должен находиться на своем посту. Поэтому у меня никаких проблем нет...»