Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Правдивый франковец»

28 февраля, 2004 - 00:00

Вчера прошел бенефис, посвященный 50-летию режиссера Петра Ильченко, — спектакль «Шельменко-денщик».

— Более двух десятилетий имя Петра Ильченко неразделимо с франковцами, — рассказала Наталья Пономаренко, заведующая литературной частью Театра. — Мы познакомились в далекие 80-е годы. Тогда в репертуаре появился очень интересный спектакль «Ретро» Александра Галина, в котором играли корифеи украинской сцены: Наталья Михайловна Ужвий, Нонна Кронидовна Копержинская, Полина Мусиивна Нятко, Евгений Порфирович Пономаренко. Это была одна из первых постановочных работ Ильченко. Он выступил сорежиссером Владимира Сергеевича Лизогуба. Петр Иванович много репетировал с актерами. Мы недавно вспоминали тот прекрасный спектакль, и Ильченко признался, что считает себя везунчиком, т. к. вначале режиссерского пути повстречался с настоящими мастерами сцены и прошел закалку с корифеями. Именно они познакомили его с настоящей франковской школой. Затем Петр Иванович самостоятельно поставил спектакль по пьесе Галина «Жанна», а главную роль сыграла прекрасная актриса Ольга Яковлевна Кусенко.

Судьба всех молодых режиссеров, приходящих в театр, — вначале ставить спектакли для детей, но так сложилось, что у Петра Ильченко сказки стали любимой творческой лабораторией. Его «Двенадцать месяцев», «Диво в лесу», «Царь Плаксий и Лоскотон», «Слезы и смех», «Викентий Премудрый» наполнены динамикой и фантазией. Они одинаково интересны и детям, и взрослым. В прошлом году Петр Иванович поставил оперу-сказку Богдана Янивского «Храбрый петушок» по сочинению Натальи Забилы «Когда взойдет месяц».

Работы режиссера всегда отличаются ясной сценической формой. Они театральные, эффектные, аншлаговые. Ильченковским «коньком» являются музыкальные постановки и классика. Он один из немногих современных режиссеров, который имеет определенный пиетет перед украинской драматургией. Петр Иванович умеет интересно ставить национальную классику. Ныне в репертуаре театра идут два его спектакля — «Мартын Боруля» Карпенко-Карого и «Шельменко-денщик» Квитки-Основьяненко. Как мы говорим в коллективе, Ильченко относится к «правдивым франковцам». Он — профессионал высшего разряда. Пришел в Театр по приглашению тогдашнего нашего руководителя С. Данченко. Они вместе создали много совместных спектаклей, в частности «Гибель эскадры», «Бал злодеев», «За двумя зайцами» и др. Сергей Владимирович сразу принял Петра Ивановича. Они с полуслова понимали друг друга. Возможно, это происходило потому, что оба учились в Киевском театральном институте им. Карпенко-Карого у одного педагога Леонида Олийныка, с легкой руки которого стали известными актеры: Степан Олексенко, Марина Герасименко, Олег Шаварский, Алексей Богданович, Арсен Тимошенко и др. Ильченко и Данченко связывала долгая и плодотворная творческая дружба. Сергей Владимирович раскрыл талант Петра, как музыкального режиссера. Они вместе поставили мюзикл «Белая ворона» Юрия Рыбчинского. Это был настоящий театральный хит. Успеху «Белой вороны», безусловно, способствовал и талант Ильченко. В ту пору он вернулся со стажировки из Большого театра. Петр Иванович относится к тем немногим режиссерам, которые умеют читать партитуры. Это помогало в работе над музыкой Геннадия Татарченко. Спектакль шел более десяти лет и неизменно пользовался популярностью у зрителей. Премьера «...вороны» состоялась в 1991 — год Независимости Украины, а песню «Свобода» из мюзикла, в исполнении Натальи Сумской, транслировали по всем радио и телеканалам.

Мы любим Петра Ивановича за талант и такт, за толерантность и интеллигентность. Он в хорошей творческой форме, и мы ждем от режиссера новых и интересных спектаклей.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ