Это был VІ (ХII) съезд Национального союза кинематографистов Украины, на который были делегированы 572 человека. В дискуссии, которая развернулась на съезде, был затронут главный вопрос — о дальнейшем развитии украинского кино и дана оценка реформам, которые осуществлялись в последнее время Государственным агентством по вопросам кино. Ряд режиссеров старшего поколения выступили с резкой критикой работ молодых коллег — в первую очередь фильмов, которые составили альманах «Україно, гудбай!» (об этих лентах «День» писал в №72-73). В свою очередь молодые кинорежиссеры отметили то, что их поколение уже «самоопределилось и является действенным участником сегодняшнего кинематографического процесса и жизни», а поэтому нужно с этим считаться. Председателем Национального союза кинематографистов Украины на второй срок переизбрали известного кинокритика Сергея Васильевича Трымбача, а главой Контрольно-ревизионной комиссии избран известный кинооператор Юрий Гармаш.
— Более десяти лет не было видно и слышно молодых в Союзе, — подчеркнул С. ТРЫМБАЧ. — На пленумах союзного правления (так в настоящее время обстоит дело практически во всех союзах) большинство — уже пенсионного возраста. Все они чудесные люди, большинство из них относится ко всему, что делается в кино, Союзе с юношеским рвением и интересом. Я вообще не склонен смотреть на ситуацию под углом зрения поколений, но так сложилось: деньги в кинематограф не поступали, молодые почти не появлялись. Кинематографисты — это семья, и в ней длительное время не появлялись дети! Было так досадно, иногда до слез... И вот они начали появляться! Это самое важное событие для меня лично, крайне значимое и самое приятное — за все последние годы. Когда около года назад молодые пришли на пленум правления и попросили, достаточно твердо и неуступчиво, принять во внимание их точку зрения — это было здорово.
Недавно они объединились в Организацию молодых кинематографистов (подобная была когда-то, и потом приказала долго жить), во главе с режиссером Русланом Батицким (ему 27 лет). Это объединение тех, кому меньше 35-ти. Они начали понимать, что никто, кроме них, их самих не защитит. Да и не только в защите дело. Новые явления всегда возникают не только из-за создания новых кинотекстов, но и из-за информационной взрывной тактики их продвижения в массовое сознание. Вспомним историю кино, литературы. Как русские футуристы сбрасывали Пушкина с «корабля современности», а французская «новая волна» действовала против всех правил — нарушая правила, скажем, кинограмматики. Определенная дерзость, вызывающий характер проекта «Україно, гудбай!» действительно закладывались! А как иначе, если хочешь разбудить отечественное спящее царство?
Реформировать Союз необходимо. Однако это нужно делать осторожно, зная наши реалии. Главное — мы не имеем права потерять Дом кино, нашу единственную собственность, мы не имеем права разрушить Союз... (интервью с председателем НСКУ С. В. Трымбачем читайте в следующем номере «Дня»).