Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Президент выступает за бесконтрольность правительства,

наложив новое вето на закон о Кабмине
3 ноября, 1999 - 00:00

Леонид Кучма вернул в Верховную Раду для повторного рассмотрения принятый парламентом Закон «О Кабинете Министров Украины», сообщает агентство Интерфакс-Украина. Кучма считает, что многочисленные нормы этого закона не отвечают Конституции, и потому он не может быть подписан.

По мнению Президента, необоснованным является расширение в законе границ подконтрольности и отчетности правительства перед Верховной Радой, он также не может согласиться с чрезмерной детализацией в законе организационных аспектов деятельности Кабинета Министров и высказывает ряд других замечаний.

Напомним, что закон о Кабмине — один из наиболее важных в деле организации исполнительной власти и контроля над ней. Не удивительно, что он уже несколько лет является предметом ожесточенной борьбы между Президентом и парламентом. Не буду останавливаться на всех перипетиях этой борьбы и текущих «раскладах», связанных с политическими интересами различных группировок, остановлюсь только на принципиальном моменте, связанном с интересами ВСЕХ избирателей. Президент предлагает исключить из закона норму о возможности обжалования в судах общей юрисдикции по обращениям физических или юридических лиц каких-либо актов Кабинета Министров или отдельных их положений. По мнению Президента, это приведет к возникновению серьезных препятствий для эффективного функционирования исполнительной власти, неправомерному вмешательству судов в деятельность другой ветви власти.

Как известно, наша реальная жизнь зависит не столько от законов, сколько от актов исполнительной власти — постановлений Кабмина, ведомственных инструкций и т.д. Более того, в нашей стране большинство законов действуют не прямым образом, а через все те же «подзаконнные» ведомственные акты. То есть правительство фактически само решает, как и какие законы исполнять, и оно же имеет возможность издавать собственные нормы, единственным конституционным ограничением содержания которых является их непротиворечивость законодательству. Вот тут и возникают главные вопросы. Во- первых, можно ли предоставлять правительству практически полную свободу действий? Ответом может быть пресловутый «мировой опыт», в котором мы не найдем ни одного примера независимой деятельности правительства. Понятно, что нашему правительству оснований доверять еще меньше. Второй вопрос: кто будет определять, соответствуют или нет акты исполнительной власти действующему законодательству? Если согласиться с предложением Кучмы, то это будет делать само правительство... и Кучма, который может отменять акты Кабмина. Опять-таки ни в одной стране такого «счастья» — самому себя контролировать — у правительства нет, а в нашей не должно быть и подавно по понятным всем причинам. Вполне логично и естественно, что физические и юридические лица должны иметь возможность защищать себя в суде от неправомерных действий правительства, иначе говоря, в каждом конкретном деле суд должен определять, насколько действия правительства соответствуют закону. Никакого «неправомерного вмешательства» судов в деятельность исполнительной власти в этом случае нет, наоборот, суды выполняют свою прямую функцию арбитра по спорным вопросам. В конце концов, ведь не сам суд по собственной инициативе «вмешивается» в действия правительства, суд лишь реагирует на заявление истца, и еще не известно, выиграет ли истец дело. Кроме того, Конституция предусматривает, что «юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве». Правоотношения на основе актов исполнительной власти — едва ли не самая большая часть всех правоотношений, поэтому явно неправомерными выглядят как раз попытки администрации значительно ограничить права судебной власти за счет безграничного расширения прав власти исполнительной.

Фактически администрация Президента не желает допустить какого бы то ни было контроля над Кабмином. Если норма закона о подсудности актов Кабмина не пройдет, сохранится только парламентский контроль за правительством, но не будет же парламент отправлять Кабмин в отставку всякий раз, когда тот нарушит закон (да и кто это установит?). Возвращаясь к избирателям, скажем, что администрация любой ценой стремится сохранить советскую систему, когда действия чиновника могут быть обжалованы только... у вышестоящего чиновника.

Владимир ЗОЛОТОРЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ