Все, кто любит театр, шокированы этим печальным известием. Ведь через несколько дней мастер отмечал бы свое 67-летие. Он был полон планов и идей. Собирался поставить в Севастопольском театра им. Луначарского «Зойкину квартиру», а для знаменитой киевской актрисы Раисы Недашковской —«Хануму»... Поэтому не хочется верить, что больше никогда Виктор Александрович не пригласит зрителей на премьеру своего нового спектакля. Для украинского театра смерть мастера — огромная утрата. Ведь Шулаков обладал не просто талантом — он был легендарной личностью, его постановки (101) украшали и украшают репертуар многих театров нашей страны: Львова, Черкасс, Киева, Донецка, Севастополя и других городов.
Особой страницей в его судьбе стала работа в киевском Молодом театре. Именно там создана одна из режиссерских «жемчужин» — спектакль «За двумя зайцами», который не сходит с афиши 28 лет! Более 800 раз роль Прони Прокоповны сыграла Тамара Яценко (для актрисы эта роль стала «звездной»). Следует заметить, что к этой пьесе Михаила Старицкого режиссер обращался трижды. Последнюю версию Виктор Александрович сделал в Севастополе.
— У меня привычка не ставить похожих спектаклей, — рассказывал В. Шулаков в одном из последних своих интервью. — Первый вариант 28 лет идет в киевском Молодом театре — он о Проне; второй десять лет играют в Донецком музыкально-драматическом — он о внутреннем мире Голохвастова; а в Севастополе я сделал ставку на очень красивую пару — Проня и Голохвастов. По жанру это не комедия, а мениппея — серьезно-смехотворный жанр, когда веселым языком рассказывают о глубоких мыслях (название жанра произошло от имени античного автора сатиры Мениппия). В пьесе Старицкого много эксцентрики, а одна из отличительных черт мениппеи — карнавализация. Так что на сцене у нас мюзикл с танцевальными и вокальными номерами и фантастическими событиями...
Кстати, за спектакль «За двумя зайцами» в Севастопольском академическом драматическом русском театре им. Луначарского В.Шулаков получил награду Союза театральных деятелей Крыма им. В.Аносова «За лучшую режиссуру».
Огромной популярностью у зрителей пользуется комедия-бурлеск «Энеида», поставленная на сцене Донецкого академического украинского музыкального драматического театра (за этот спектакль Шулаков удостоен Шевченковской премии). Самобытным детищем режиссера стал мюзикл «Экватор», созданный по мотивам биографии выдающегося путешественника Николая Миклухо-Маклая (режиссер Виктор Шулаков, автор либретто — поэт-песенник Александр Вратарев, музыка — Александра Злотника).
Те, кто близко знал Виктора Александровича, называют его «фигурой загадочной». Так, в Молодом театре, где много лет проработал режиссер, говорят, что тайна и мистика шли рука об руку с Шулаковым. Да и сам он признавался «Дню», что у него «почти каждый спектакль сопровождается странными вещами. Например, в 1983-м, к 1500-летию Киева, я поставил «Слово о полку Игореве» на древнерусском языке, — вспоминал режиссер. — И вот премьера. На сцене звучит монолог князя Святослава, и вдруг распахиваются двери и в зал влетает... шаровая молния! Сверкнув прямо над головой князя, она взметнулась вверх и, пробив потолок, исчезла. К счастью, никто не пострадал, а зрители подумали, что это такой спецэффект. И вот представьте: десять дней подряд, как только начинался спектакль — разыгрывалась гроза. А молния и гром начиналась именно в тот момент, когда Святослав произносил слова о князе Всеволоде, которого считали оборотнем. Узнав это, киевляне бросили его в яму. Половцы и хазары наступали на Киев, а возглавить киевское войско было некому, вот и пришлось князя освободить... Однажды я не выдержал, перед сценой подошел к Валере Шептеките — актеру, который произносил эти слова, и сказал их убрать. Он так и сделал, и гроза прекратилась! А потом я вспомнил, как еще до премьеры увидел в книге нашего литературного консультанта Андрея Чернова, что строки о Всеволоде дописаны были чернилами. Он объяснил, что шрифт стерся именно в месте, где они были напечатаны...
Кстати, о Шулакове ходили легенды, что на репетициях он совершенно не смотрит в авторский текст, а всегда импровизирует. Но на самом деле Виктор Александрович делал домашние «заготовки» (перед каждой работой, обрастая огромным архивом, сам рисовал эскизы мизансцен, декораций, костюмов, а под аккомпанемент фортепиано у режиссера часто рождались решения, как на сцене передать характеры героев). Критики называли Виктора Шулакова «фантазером, который, даже став седым, оставался романтиком и идеалистом» — режиссером, не утратившим уверенности в том, что театр может изменить мир и сделать людей лучше и чище...
Прощание с мастером пройдет в пятницу. Режиссера похоронят на Байковом кладбище в Киеве.
«День» выражает соболезнование родным, близким, друзьям и поклонникам таланта Виктора Александровича Шулакова.