6 апреля в Киеве прошла еще одна акция солидарности, посвященная Александру Кольченко. Крымчанина уже почти год удерживают в СИЗО «Лефортово» в Москве и судят по обвинению в терроризме. Так же, как и Олег Сенцов или Надежда Савченко, Кольченко попал в списки «политических узников».
6 апреля должно было состояться очередное судебное заседание в России по делу Александра, поэтому выбор активистами места для пикета — Посольство РФ в столице — очевиден. Пришедшие принесли с собой плакаты «Свободу Тундре» (Тундра — прозвище Александра), «Борьбу за свободу не засадишь в тюрьму», «Наша солидарность крепче ваших тюрем», а также выкрикивали: «Свобода! Равенство! Глобальная солидарность!» и «Путина — долой, Кольченко — домой». От российского посольства митингующих отделяло два забора и колючая проволока, а также — почти двадцать охранников — где-то по одному на каждых двух активистов. Некоторые из людей в форме с шевронами «22 отдельная бригада МВС» (охрана дипломатических представительств. — Авт.) снимали активистов на мобильные камеры в течение всего митинга.
«Единственное «преступление» Александра — непризнание оккупации Крыма, — говорит РОМАНЦОВА, правозащитник Александра (Центр гражданских свобод). — Он организатор многих антифашистских и социальных акций — как его можно судить за участие в подготовке террористических актов?»
На акцию пришли крымские активисты и друзья Кольченко. «Мы знакомы с Александром еще со студенческих лет, - рассказывает «Дню» друг Александра Кольченко Денис МАЦОЛА. – Сейчас поддерживать с ним связь можно только в одностороннем режиме – я отсылал ему открытку, но даже не знаю, получил ли он ее. Последний раз я видел его в Симферополе уже после аннексии, когда мы собирались и думали, что делать дальше. Саша говорил о том, что нужно развивать низовое протестное движение, развивать гражданское общество, бороться за демократизацию российского режима, что помогло бы в конечном итоге вернуть Крым Украине. Он никогда не говорил мне, что он планирует участвовать в каких-либо террористических актах.
Ситуация с Александром плачевна. Если даже Надежду Савченко не выпускают, хоть она и народный депутат и у нее есть иммунитет делегата ПАСЕ, и голодает, то понятно, что очень тяжело будет добиться освобождения Александра Кольченко и Олега Сенцова. Я очень рад, что Саша не сломался и не оговорил Сенцова. Те, кто знают Сашу, помнят, какой он худой и внешне тщедушный. Но он оказался человеком с невероятной силой воли. Саша – убежденный анархист. Он сидит в тюрьме, где в свое время пребывал заключенный Кропоткин (Петр Кропоткин – один из самых влиятельных теоретиков анархизма – авт.), и это придает ему сил. Для него борьба продолжается.
Лично у меня надежда только на смену режима в России. Мы делаем эту акцию в том числе и для того, чтобы показать миру жестокость российского режима, который не жалеет ни своих, ни чужих. У меня есть знакомые, которые знали Кольченко, и пошли на фронт со словами «мы будем воевать, в том числе и за Сашу». Сильная Украина – альтернатива российскому режиму, чем быстрее мы окрепнем, тем быстрее падет авторитаризм. Бороться можно на разных фронтах», - подытоживает Денис Мацола.
По словам активистов, на Александра Кольченко сейчас осуществляется моральное давление, но он не заявлял об избиении или пытках. Проблема также в том, что крымчанина судят как гражданина РФ, хотя он не раз требовал признать его украинское гражданство. Это обстоятельство утруждает работу и участие украинской стороны, в том числе нашего посольства, в этом деле. Тем временем прокуратура Печерского района города Киева только несколько дней назад возбудила дело о похищении крымского активиста Александра Кольченко. Сейчас идет досудебное расследование.
Как утверждают правозащитники, по новому уголовному кодексу России Александра Кольченко будут судить в Ростове-на-Дону, где осуществляются военные трибуналы, и это вызывает опасения, что процесс может быть закрытым. Активисту грозит от 10 до 20 лет тюремного заключения.