Сегодня в Украине 3,6% трудоспособных граждан не имеют постоянного места работы. Еще миллион, а по некоторым пессимистичным оценкам — около семи миллионов наших граждан находятся на заработках за рубежом. Напомним, одним из пунктов предвыборной программы Президента стала ликвидация безработицы. В частности, еще в «дореволюционные» времена было обещано создать пять миллионов новых рабочих мест. Вопрос: когда и какими методами удастся воплотить обещанное в жизнь?
«Задача эта очень сложная, — говорит председатель правления Всеукраинского объединения «Новая фармация» Вячеслав Кредисов, — поскольку создание одного рабочего места обходится государству примерно в 50 тысяч долларов. Хотя это данные центральноевропейских стран, в Украине эта сумма будет поменьше — у нас дешевле рабочая сила».
Цена рабочего места в первую очередь зависит от его оснащенности разнообразной техникой. Доктор экономических наук, руководитель отделения экономии труда, демографии и уровня жизни Института экономики НАН Украины Демьян Богиня рассказывает, что стоимость рабочего места, не связанного со сложным технологическим процессом, оценивается приблизительно в 200 тысяч гривен. В случае, если потребуются сложные механизмы, рабочее место может обойтись и в 200 тысяч долларов. Среднюю цифру вывести сложно, но в любом случае вопрос упирается в деньги.
По мнению Вячеслава Кредисова, у государства, желающего создать такое количество рабочих мест, есть два пути: либо взять деньги на Западе, то есть привлечь иностранные инвестиции, либо создать условия для развития малого и среднего бизнеса. Для того, чтобы создать такие условия, необходимо существенно реформировать правовую базу и налоговую систему, которые, по мнению В. Кредисова, сегодня настроены не очень дружелюбно по отношению к предпринимателю. «Налоговый кодекс создает сама налоговая администрация, и она делает его удобным лишь для себя, а не для развития бизнеса», — убежден эксперт. Еще одна причина безработицы, по его мнению — сомнения малого бизнеса в стабильности. «Если люди будут видеть, что ситуация в стране устойчива, они будут вкладывать свои средства в дело. А при тотальной непредсказуемости — попридержат деньги по сусекам».
Однако, чтобы вложить или попридержать деньги, их нужно иметь, и здесь немаловажную позитивную роль играет как раз пресловутая трудовая миграция. По оценкам Уполномоченного ВР по правам человека Нины Карпачевой, украинцы, которые уехали за границу, в совокупности зарабатывают более двух миллиардов гривен в месяц, что значительно превышает средний уровень доходов граждан в Украине. Причем большая часть названной суммы возвращается на родину работников, тем самым уменьшая уровень бедности в стране. Но, опять же, уровень вложения этих денег в отечественную экономику зависит от стабильности ситуации в стране, системы налогов и т. д. Другими словами, побороть безработицу невозможно, не улучшив в целом налоговый и инвестиционный климат.
Правда, доктор экономических наук Элла Либанова считает, что не стоит говорить о пяти миллионах рабочих мест. Куда актуальнее задать вопрос: а стоит ли это делать? «Меня смущает цифра в пять миллионов. Нам крайне необходимы рабочие места, но вполне достаточно будет по 200— 300 тысяч новых или замененных каждый год». Как объясняет специалист, у украинцев просто не хватит денег купить продукцию, произведенную таким количеством людей. «Я не вижу, в какие отрасли сегодня можно «вложить» эти рабочие места, по крайней мере до тех пор, пока не будет повышена зарплата», — говорит Э.Либанова.
Напротив, Демьян Богиня считает, что пяти миллионов может оказаться мало для решения проблемы безработицы, особенно в связи с реформой армии. По его мнению, новыми рабочими местами стоит заполнить наукоемкие, строительные и сельскохозяйственные сферы. «Последнее десятилетие мы шли по либерально-консервативному пути — говорили о том, что государство не должно вмешиваться в рынок, и в результате вместо рынка получили базар. На Западе же между трудом и капиталом стоит государство, и у нас должно быть так же. Правительство должно сформулировать четкие меры по регулированию рынка труда», — убежден Демьян Богиня.