Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пять вечеров

с новым грузинским кино
29 ноября, 2005 - 00:00
ВО ВРЕМЯ ОТКРЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ НАСТОЯЩИМ ПОДАРКОМ ДЛЯ ВСЕХ ПРИСУТСТВУЮЩИХ СТАЛО ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕТСКОГО АНСАМБЛЯ — ВОСПИТАННИКОВ ГРУЗИНСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

В кинотеатре «Жовтень» в субботу открылся фестиваль нового грузинского кино. Оно действительно новое — фильмы производства 2003 — 2005 годов. А во- вторых — и это главное — в Грузии целое десятилетие не снималось практически ничего, можно сказать, что кино исчезло как явление. Так что сегодня стоит говорить о возрождении некогда известной на весь союз грузинской кинематографической школы. Возрождение это происходит трудно. Например, за 2004 год не было снято ни одного полнометражного фильма,— рассказал директор Национального центра кинематографии Грузии Константин Члаидзе.— Зато в 2005-м — сразу три. Один из них — «Тбилиси, Тбилиси» — победитель международного фестиваля «Киношок», второй — «Прогулка в Карабах», впервые снятый на спонсорские деньги. И третий — известного грузинского режиссера Георгия Шенгелая «И шел поезд» — совместное производство с Россией. Я поинтересовалась у Константина Члаидзе, какова роль ТВ в поддержке грузинского кино. Ведь, напомню, в России (и будем надеяться, что и у нас) всплеск кинопроизводства начался с развитием ТВ. Именно телевидение оказывается наиболее успешным продюсером кинематографа. До этого, — с сожалением говорит Члаидзе,— нам далеко. Сегодня ТВ лишь осваивает сериальную продукцию. Выходит, у кинематографистов все надежды исключительно на государство? А государство всем помочь не может. Но ведь существуют какие- то приоритеты, поинтересовалась я у директора Киноцентра. Бюджетных средств хватает на производство, в основном, короткометражных фильмов преимущественно молодыми режиссерами. Мне показалось, что, говоря это, господин Члаидзе испытывал чувство неловкости: дескать, бедность. Бедность, конечно, это нехорошо. Но поводов для неловкости нет. Во-первых, зрители со стажем помнят блестящие остроумные и светлые короткометражки грузинских кинематографистов, которые вполне уверенно конкурировали с «большим» кино. Так что для талантливого человека количество частей в картине, если и имеет значение, то отнюдь не определяющее. Ну а, во-вторых, расчет на молодежь — расчет на будущее. И, кстати, похоже, грузины знают, что делают.

На открытии фестиваля был показан фильм «Тбилиси, Тбилиси» Левана Закарейшвили. Пронзительная, грустная, местами даже жестокая лента, но при этом оставляющая светлое послевкусие, дающее шанс для надежды. Главному герою, который живет в замкнутом микрокосмосе собственной семьи, предлагают заняться профессией. А поскольку профессия у него режиссер, то молодому человеку предлагают снять рекламный фильм о Тбилиси, о дружбе народов, о городских красотах, в общем, с полным гламурно-глянцевым набором. Однако получается у него совсем другое кино: правдивое и жесткое. С невыдуманными историями детей, которые утратили родителей и теперь обитают в вагонах, профессора, который вынужден торговать на рынке, беженцев, во всем и всех разуверившихся... Да и Тбилиси оказывается совсем не тем городом, который знал и любил режиссер. Теперь это жестокий город, а улицы его «пахнут» страхом и насилием. Смотреть это кино тяжело, но, как я уже говорила, у вас не появляется чувства безысходности. Напротив, вы испытываете что-то вроде очищения.

Фестиваль нового грузинского кино продлится в кинотеатре «Жовтень» лишь до 30 ноября. За эти дни вы еще успеете посмотреть программу короткометражек, «Кладбище видений» Георги Хайндрава — фильм, где игровые эпизоды чередуются с документальными, снятыми во время боевых действий в Абхазии, «И шел поезд» — очень смешное кино о недавнем прошлом Грузии и, наконец, «Ковчег» Мираба Кокочашвили — о том, как люди бывают бессмысленно жестоки и нетерпимы к другим — к непохожим. Как важно уметь различать и ценить самобытность каждого человека. Собственно, все грузинское кино — об этом.

Анна ШЕРЕМЕТ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ