Международный центр перспективных исследований обнародовал свое видение перспектив украинской экономики. Как считают его специалисты, на фоне ускорения темпов экономического роста в Украине произошло торможение реформ. Правительство не использовало благоприятные условия 2003 года (внешнеэкономическая конъюнктура, улучшение отношений с ЕС, США и международными организациями, расширение внешней торговли и рост платежеспособного внутреннего спроса, подъем в строительстве до 25%, ускорение темпов роста в промышленности до 15,5%) для глубокого реформирования государственного сектора. Ценовой конкурентоспособности украинского экспорта, как считают специалисты МЦПИ, способствовала ощутимая (в реальном измерении) девальвация гривни. Это было связано с ослаблением позиций доллара в мире, а также с более высокими темпами инфляции у главного торгового партнера Украины — России. Активизация налоговой и пенсионной реформ в начале года не имела продолжения в его второй половине. Система уплаты страховых вкладов в социальные фонды, которая является одной из весомых причин тенизации экономики, осталась неизменной. Не был разработан действенный механизм решения проблем невозмещения НДС экспортерам, не произошло сокращения налоговых льгот. Не приняты меры для законодательной защиты корпоративных и имущественных прав. Правительству так и не удалось перейти от льгот к адресной денежной помощи наиболее бедным слоям населения, осуществить реформу жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и монопольных образований.
Из-за отсутствия сдвигов в реформировании экономики правительство даже начало отступать от уже достигнутого, считают эксперты МЦПИ. В частности, бюджет 2004 года не предусматривает нескольких важных мер по реформированию пенсионной системы, записанных в новом законе о пенсионном страховании. Кроме того, правительственная политика-2003 часто приводила и к усилению влияния государства, что препятствует развитию частной инициативы. Речь идет о попытках противодействовать экспорту нефтепродуктов, чтобы остановить угрожающий рост цен. Кабмин создавал также преграды в экспорте коксующегося угля и металлолома. Наконец, правительство и местные администрации целый год решали, как фиксировать цены на хлеб (и на какие сорта), вместо того, чтобы уделить большее внимание госрезервам и заранее подписать контракты об обеспечении Украины импортированным зерном.
Поэтому авторы исследования предполагают, что и в 2004 году реформы не ускорятся из-за отвлечения ресурсов и усилий правительства на предвыборную кампанию. Хотя условия для проведения реформ в 2004—2005 годах будут оставаться благоприятными. Стабильная финансовая ситуация и настроенность власти на приватизацию крупных предприятий и завершение начатых реформ оставляют перспективы сохранения высоких темпов подъема экономики, которые, однако, понизятся с 8% до 6%. В 2005 году новое правительство активизирует процесс обновления экономики, но позитивный эффект появится немного спустя. Главная проблема нынешнего коалиционного правительства, по мнению исследователей, — отсутствие скоординированного плана реформ. Это определено разногласиями в экономических взглядах должностных лиц, которые отвечают за различные сектора экономики.
По оценкам МЦПИ, коалиция власти сохранит контроль над парламентом и правительством до октября 2004 года, причем состав коалиции и большинства правительства будет сохраняться, хотя смены отдельных министров вероятны. Качество и результаты государственной политики, которую будет проводить существующая коалиция, будут оставаться недостаточно высокими, и большинство реформ до выборов не будут проведены из-за недостаточного понимания правительством их важности и давления влиятельных бизнес-групп. Деятельность правительства будет ориентирована на стимулирование конечного потребления и завершение уже начатых реформ, а не на инвестиции и новые непопулярные реформы. Это будет содействовать сохранению достаточно высоких темпов роста ВВП, которые однако уже не будут поддерживаться настолько сильным улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, как в этом году. Поэтому Центр прогнозирует рост реального ВВП в 2004 году на уровне 6,5%.