Призывы с такой инициативой распространялись соцсетями. Цель — продемонстрировать единство, несмотря на попытки спекуляций на языковом вопросе со стороны политиков. Инициатива львовян называлась «Разумное обращение к разумным людям» и призывала общаться на русском «дома, на работе, в транспорте, с друзьями — везде».
Как рассказал «Дню» автор идеи журналист Владимир Беглов, многие люди в Западной Украине убеждены в том, что сейчас, когда крайне тяжелая ситуация в стране, политики заняты отнюдь не отстаиванием идей Майдана: «Например, вместо того, чтобы провести перевыборы в Раде, спекулируют на законе о языках, отвлекая внимание граждан Украины от главного. Сегодня речь не о языке! Львов — «за» перевыборы в ВР, а не за спекуляции вокруг языковых и национальных вопросов». Вот поэтому, говорит В. Беглов, мы и призывали, в знак солидарности с жителями Востока и Юга, на один день перейти в общении на русский. «В конечном итоге, — отмечает журналист, — Львов открыт миру, всем интересным либеральным идеям».
Владимир говорит, что идею поддержали и в Донецке, и в Одессе: «Там тоже люди понимают, что политики работают на раскол страны в то время, как нужно работать на объединение». Ведь жители многих регионов сейчас растеряны, большинство из них не имеют качественных каналов информации. На юге и востоке распространяются «страшилки» о запрете общения на русском языке в этих регионах. Поэтому отмена скандального «языкового» закона именно сейчас (а его, несомненно, необходимо отменить) грозит усилением общественных противоречий, а не улаживанием их.
Жители Донецка и Харькова выступили со встречным предложением общаться 26 февраля на украинском «дома, на работе, в транспорте, с друзьями — везде». Секретарь Донецкого горсовета Сергей БОГАЧЕВ на своей странице в Facebook опубликовал открытое обращение к мэру Львова Андрею Садовому. В заявлении отмечено: «Уважаемый пан Андрей Садовый, хочу через Вас поблагодарить жителей вашего славного города, которые выступили против спекуляций вокруг языкового вопроса. Я знаю, что эту инициативу поддержали многие жители Львова и сегодня в городе будут разговаривать на русском. В свою очередь, в знак солидарности я сегодня буду общаться на украинском».
В то же время украиноязычный писатель из Донетчины Алексей ЧУПА настроен скептически, как, кстати, и некоторые львовяне, например, шеф-редактор ТРК «Люкс» Параска Дворянин: «До Востока флешмобы с языками вряд ли дойдут — о них просто не узнают. Не думаю, что эта инициатива распространяется где-то, кроме соцсетей. К тому же, некоторые жители Востока будут считать, что эта идея — очередной хитрый замысел Запада. Хотя, возможно, я ошибаюсь. Было бы хорошо организовывать небольшие группы взрослых по всей стране, и, например, львовян отправлять в Харьков, Мариуполь, а жителей Востока — в города на Западе Украины. Мероприятия, которые длятся лишь один день в году, ничего не дадут, нужен личный опыт».
Социолог из Донецка Татьяна ЕРЕСКОВА уверена: «Инициатива с флешмобами ломает один из основных стереотипов, на котором построена идея межрегионального противостояния — разные языки общения. Из-за глобализации язык не является определяющим фактором, который указывает на лояльность человека к той или иной среде. На Востоке умеют разговаривать на украинском, на Майдане общаются на русском. Таким образом, ломаются стереотипы — это сложно, но возможно. Поэтому идея с «языковым обменом» однозначно хорошо повлияет на людей».
Кстати, некоторые представители интеллигенции России по-своему развили эту инициативу. В частности, старший научный сотрудник Московского государственного университета имени Ломоносова Ольга СУДАКОВА написала на своей странице в Facebook: «Флешмоб украинской поэзии — в ответ на день русского языка во Львове. Василь Стус» и распространила поэзию Василя Стуса.
Важно также, что в тот же день, что и инициатива Беглова, было обнародовано письмо львовской интеллигенции, в котором такие известные личности, как, в частности, Юрий Шухевич, Мирослав Маринович и Игорь Калинец обратились к власти с требованием проводить взвешенную культурную и языковую политику, не дискриминировать граждан по языку, на котором они общаются, или месту жительства. «На протяжении десятков лет на Востоке и Юге Украины проводилась политика сознательной культурной колонизации и деукраинизации, заложниками которой стали рядовые люди. Но мы против травли людей из-за места жительства или языка общения, потому что воспользуются этим лишь враги Украины», — говорится, в частности, в документе.
— Прежде всего, это письмо появилось на фоне морали, — рассказал «Дню» Игорь КАЛИНЕЦ. — Там, на Майдане, погибали люди русскоязычные. Возможно, это были россияне, возможно, украинцы, возможно, представители других национальностей... И потому резкий выпад сейчас не подходит — потому что это был бы выпад против тех, кто отдал жизнь за Украину и которые стояли там, на Майдане, за Украину. Второй момент — сугубо политический. В настоящее время бандеровцами пугают весь восток, а особенно — юг, говорят, что бандеровцы идут наступлением, потому что вы, мол, не таким языком пользуетесь или не такое у вас мировоззрение. Должен отметить, что я не являюсь автором письма, но разделяю мысли заявления, поэтому и подписал его. У нас еще есть время, чтобы Украина заговорила на украинском языке. Нам нужно, прежде всего, получить победу, нужно ликвидировать ту банду, найти ее и отдать под суд — наш, Гаагский и Суд Божий. Люди на Юге и Востоке Украины должны осознать — мы боремся, и люди, которые отдали свою жизнь, боролись с сатанизмом. Это не была война братоубийственная, где стояли по обе стороны баррикад братья по крови. Это была война правды с неправдой. Поэтому, очевидно, моральный принцип здесь должен быть принят во внимание — нельзя сейчас быть агрессивным к тому мирному, заблудшему, еще не осознающему. Государство, которое должно сейчас укрепиться, должно бороться с врагом, с тем, что я назвал сатаной. Пройдет время, и люди должны прийти к осознанию того, в каком государстве они живут, кто против них. И поэтому, чтобы не опережать, собственно, ту кровавую месть, повсюду, в том числе — и за язык, очевидно, и появилось такое письмо.