Общий объем рекламного рынка Украины в 2005 году составил $835 млн., в том числе в медиа-структурах — $511,5 млн. Такие выводы обнародовала Всеукраинская рекламная коалиция. По ее данным, объем финансовых затрат на рекламу на национальных телеканалах достиг $220 млн., региональных — $17 млн. Объем рынка наружной рекламы составил $116 млн., рекламы в прессе — $131 млн., интернет-рекламы — до $2,5 млн. (все данные приведены без учета налогов). Кроме того, сообщает Интерфакс-Украина, специалисты коалиции прогнозируют увеличение объема рынка рекламы в 2006 году. Согласно последним оценкам, он может достичь $1138 млн. Как это скажется на качестве отечественных СМИ? Ведь предполагается, что экономическая независимость предоставляет больше возможностей для реализации творческой и политической свободы.
КОММЕНТАРИЙ «Дня»
Артем БИДЕНКО , глава координационного совета Ассоциации внешней рекламы Украины, политолог:
— По моему мнению, свобода СМИ очень зависит от политической и культурной ситуации в стране и от определенных моментов самоорганизации журналистов. Развитие рекламного рынка, его ежегодный рост на 30—40%, как это представлено и в этом году в анализе Всеукраинской рекламной коалиции, указывает только на то, что рынок СМИ становится более самодостаточным, независимым от внешних факторов, в том числе и от государства. Но это еще не означает свободу. Это означает лишь переход от политической зависимости к финансовой. Если случиться экономический кризис, и рекламный бизнес станет неприбыльным, как это было в 1998 году, то СМИ очень пострадают от финансовой зависимости. Поэтому я не относил бы это однозначно к хорошему: да, денег больше, но одновременно и большая зависимость от этих денег.
Относительно увеличения рекламных поступлений во время выборов — да, выборы действительно позволяют СМИ обогащаться за счет политической рекламы. Исследование коалиции показывает, что политическая реклама составляет 5—6% от общего объема. Я, например, оцениваю ее долю в больше процентов. Думаю, что на этих выборах на рекламу уйдет до 100 миллионов долларов. Концентрация этих денег большая и будет иметь сильное влияние. Также избирательная гонка позволяет поддержать некоторые проекты в СМИ. Хотя я бы не сказал, что в этом году политическая реклама очень активная и дорогая. Наоборот — наблюдается тенденция к удешевлению за счет использования экспертных сил. В этом году к выборам привлечено очень много профессиональных агентств. Соответственно, сфера политической рекламы начинает профессионализироваться, а поэтому и дешеветь. Потому что, например, покупатель знает, что чем больше супермаркетов, тем дешевле товары, чем больше магазинов индивидуальной работы, тем дороже. Причем не факт, что это — хорошая индивидуальная работа.
Очень сильно меняется и конфигурация рекламного рынка. Есть много причин. Например, политическая реклама на ТВ очень ограниченная и очень дорогая. Поэтому сегодня возрастает роль прессы и внешней рекламы. Например, меняется и конфигурация самих рекламодателей: уменьшается количество алкогольных и табачных изделий в рекламе (во внешней рекламе и прессе — по 3—4% в год), появляются рекламодатели автомобильных корпораций, рекламодатели СМИ (особенно активно за последние два года — за счет открытия новых печатных СМИ, телеканалов и тому подобное). Соответственно, меняется вся финансовая структура рекламного рынка, а следовательно и СМИ. Поэтому можно прогнозировать, что увеличение рекламы на ТВ наряду с внешней рекламой будет замедляться, а активно будет расти доля рекламы в прессе. Думаю, лет через 4—5, когда в Украине у интернета будет большая аудитория и это станет системным явлением, мы сможем говорить о нем как о мощном рекламном игроке.