Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Реконструкция прошлого

Как сделать документальное кино востребованным
3 марта, 2006 - 20:02
СРЕДИ ГОСТЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ТАКЖЕ БЫЛ ГРАФ ГРИГОР РОЗУМОВСКИЙ — ПРЯМОЙ ПОТОМОК КИРИЛЛА РОЗУМОВСКОГО, ПОСЛЕДНЕГО ГЕТМАНА УКРАИНЫ, КОТОРЫЙ ПО СЛУЧАЮ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИЛЕТЕЛ В КИЕВ ИЗ АВСТРИИ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Определить, что представляет собой Украина, и показать исторические истоки современной украинской жизни — задались целью Одесская киностудия и Новая студия, которые презентовали проект новейшего документального кино «Iсторія та культура України». Это едва ли не самая серьезная попытка объединить в рамках одного документального проекта не только разные и противоречивые этапы украинской истории, но и показать народные традиции и историю развития культуры.

Первой попыткой журналиста и продюсера Новой студии Александра Ткаченко была работа над фильмом «Незалежність. Український варіант», премьера которого состоялась летом 2003 года на «Новом канале». Именно тогда и появилась идея такого масштабного проекта — современными методами перевести на язык экрана те пробелы, которые и по сей день существуют в украинской истории. По словам Ткаченко, планируется снять свыше тридцати серий на темы истории Украины, народных традиций и об известных культурных памятниках и городах, которые составят три части проекта: «Iсторія України», «Iсторичні традиції» и «Визначні місця України». Фильм «Батурин. Загублена столиця» (автор Кирилл Лукеренко, режиссер Анна Гресь) был продемонстрирован на презентации проекта. Главные герои картины — собственно сам город Батурин, а также историки- «батуринцы» и археологи, которые ведут в этом городе раскопки уже пятнадцать лет. Напомнить, как все было и как есть сейчас — главная цель фильма, который с помощью новейшей съемочной техники и яркой компьютерной графики способен приблизить историю к современникам. Вскоре фильмы можно будет увидеть на телеканале СТБ, Первом Национальном и на DVD.

По словам присутствующих, на презентации документальное кино сегодня — востребованный жанр. К тому же его производство намного дешевле, чем съемки игрового кино. Однако, по словам телеведущего Юрия Горбунова, чтобы документальное кино отошло от стереотипа «скучно», делать это нужно сегодня на качественно новом уровне. «Так как мне интересно посмотреть, как, например, бились казаки по-настоящему, чем слушать голос за кадром, который говорит о страшной битве, где полегли тысячи людей. Мне хочется собственными глазами увидеть, как это было». Нет сомнений относительно того, что кино об украинской истории прежде всего может быть интересным, говорит историк Сергей Билокинь. К тому же, считает Билокинь, историческое кино должны снимать талантливые люди, которых в свою очередь надо «раскручивать». Действительно, как говорили на презентации режиссеры и журналисты, сегодняшний зритель готов к документальному историческому кино.

«День», в частности, убедился в этом на собственном опыте. Потому что если на страницах ежедневной газеты начали выходить постоянные исторические отрывки «Украина Incognita» и «История и «Я», мало кто верил в их успех. Но на сегодняшний день они являются одними из самых востребованных и ожидаемых, в чем убеждает почта читателей «Дня». В материалах журналисты и историки объединили как популярную, доступную форму изложения, так и довольно глубокий, далекий от упрощения уровень анализа тех или иных исторических проблем. К тому же исторические книги из серии «Библиотека газеты «День», первая из которых «Украина Incognita» была презентована в 2002 году, еще раз подтверждают интерес украинцев к собственной истории. Но, во-первых, чтобы зритель смотрел документальное кино, надо качественно снимать. Во-вторых, — правильно разрекламировать. А вообще, по мнению вице-премьер-министра Вячеслава Кириленко, историческое кино может быть всех жанров, какие только возможны. Тем не менее обязательно — конкурентоспособными. По словам режиссера Игоря Стрембицкого, поскольку история Украины очень неоднозначна, то главное — чтобы в исторических фильмах авторы не делали каких-то акцентов, а давали зрителю возможность самому сделать выводы. «Ведь сегодня документальное историческое кино — это как тот слон, которого щупали слепые за разные части тела, и каждый из них представлял слона по-разному: для одного это была гора, для другого — колонна, — говорит Стрембицкий. — Я уверен, что лет через 5—10 по-новому будут смотреть и на фильм Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу». Он неоднозначен и схематичен, но — глубок». Поэтому, по мнению Стрембицкого, начинать рассказывать об истории следует с 15—20-минутных фильмов наподобие формата Би-Би-Си.

«Батурин. Загублена столиця» длится 26 минут. Его уже успели назвать патриотичным, важным и конкурентоспособным. По словам лидера группы «Океан Эльзы» Святослава Вакарчука, такие фильмы — это маленький, но важный шаг к той Европе, о которой мы все так много говорим. К тому же, как говорит Ткаченко, фильмами уже заинтересовались зарубежные каналы.

Юлия КАЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ