Продажа наибольших государственных предприятий за долги в частную собственность продолжает оставаться скандальной темой №1 в экономической жизни страны. Президент Леонид Кучма представил на рассмотрение парламента неотложный законопроект, запрещающий банкротство предприятий, которые не подлежат приватизации. Немного раньше он дал поручение прокуратуре найти должностных лиц, отвечающих за сомнительную продажу за долги компаний «Донбасэнерго», «Луганскоблэнерго» и «Росава». И вот прокуратура предала огласке первые результаты расследования. Из них становится очевидным, что между двумя ведомствами — Генпрокуратурой и Минюстом — развертывается скандал не на шутку. Судя по стартовому накалу, последние скандалы вокруг госимущества могут быть только верхушкой айсберга отношений двух почтенных институций.
Заместитель Генерального прокурора Алексей Баганец заявил, что в ближайшее время Президенту будет подано предложение привлечь к ответственности министра юстиции Сюзанну Станик «за служебную халатность». Напомним, что накануне теневой приватизации «Росавы» Фонд госимущества и Генеральная прокуратура обратились лично к министру юстиции с требованием не допустить продажи Белоцерковского шинного завода «Росава» за долги в частную собственность. Но наоборот, судебные исполнители с удивительной оперативностью описали имущество предприятия и выставили его на продажу, даже не проверив законность оценки имущества консалтинговыми фирмами (которые, между прочим, заявили о своей ликвидации сразу после продажи). «Станик должна ответить перед законом за деятельность «Укрспецюста», структуры, которая продавала объекты», — считает Алексей Баганец.
Сама Сюзанна Романовна в четверг была в Ялте на саммите ГУУАМ, а в пятницу — «она в командировке в Ялте»,— нервно сообщала из приемной министра секретарша, которой, наверное, уже опостылели звонки журналистов. На днях госпожа Станик планирует осуществить инспекцию по областям — первую за все время пребывания на должности. Как здесь не вспомнить Генерального прокурора Михаила Потебенько, который в разгар кассетного скандала поехал в длительный вояж по регионам, подальше от назойливых столичных журналистов.
Реакция Сюзанны Станик уже известна — судебный иск. Его название достаточно оригинально — «О защите чести и достоинства руководства и всего коллектива Минюста». Ответчиком в суде будет, естественно, гражданин Баганец, заместитель Генпрокурора. Такого в украинской истории еще не было — прокуратура с Минюстом судятся точно впервые.
Ну а пока в Киеве чиновники выясняют кто виноват, теневая приватизация (не при Бондаре будет сказано) потихоньку продолжается. 19 июня во Львовском арбитражном суде будет рассмотрен иск о банкротстве государственной компании «Днистрогидроэнерго». Истцом является банк «Аллонж», которому энергетики как-то умудрились задолжать больше ста миллионов гривен. Банкиров не остановил тот факт, что «Днистрогидроэнерго» отнесен к перечню объектов, которые не подлежат приватизации. Реакция Фонда госимущества на это событие пока что неизвестна.
Зато известна позиция Фонда относительно скандала на Белоцерковском шинном заводе. 8 июня состоялось собрание акционеров ОАО «Росава», где ФГИ голосовал пакетом акций 76,4%. Собрание почему-то проходило в пионерлагере «Лесная сказка», около села Логвин (его нет на карте) Володарского района на Киевщине. Заметим, что пакет, которым голосовал Фонд, был продан 18 мая на Украинской универсальной бирже неизвестному покупателю. Таким образом государство продемонстрировало, что считает эти торги незаконными. Хотя Киевский арбитражный суд окончательного решения по этому поводу еще не вынес. Таинственный покупатель «Росавы» на собрании акционеров не появился. Директор завода, Владимир Линник, был переизбран председателем правления ОАО, и это решение ФГИ выглядит, как минимум, неоднозначным. Во-первых, полная неосведомленность директора (если это не хитрости) относительно деталей продажи его предприятия за долги, говорит об уровне менеджмента. Во-вторых, финансовые результаты ОАО, зафиксированные на сборах, просто поражают: годовые убытки — 19,6 миллионов гривен, кредиторская задолженность — более 200 миллионов, при этом предприятие входит в пятерку наибольших налоговых должников страны. Но у Фонда, очевидно, есть причины признать роботу господина Линника удовлетворительной.
Тем временем серия скандалов вокруг теневой приватизации уже повлекла за собой депрессию на украинском фондовом рынке. Традиционные «голубые фишки», энергокомпании, резко перестали пользоваться спросом. «Для чего покупать акции на рынке, если можно получить их за бесценок на аукционе за долги?» — резонно спрашивают брокеры. Пока существует дыра в законодательстве, позволяющая теневую приватизацию, вряд ли цепочка скандалов с собственностью за долги прервется. О намерении коммерческих структур «посадить» компанию на долги, а потом выкупить из государственной собственности, на этой неделе объявило руководство еще одного гиганта — государственного ОАО «Черноморнефтегаз». Кто следующий?