У гуманитарного лицея нет номера. Его директор, заслуженный педагог Украины Галина Сазоненко считает, что школу должны узнавать по имени руководителя, а не названию... Возможно, благодаря именно этим убеждениям лицей считается одним из десяти лучших в столице. А на днях это учебное заведение отпраздновало свое пятнадцатилетие. Дата, что не говори, весомая, лицей много пережил и выпустил не одно поколение учеников, но чтобы идти дальше, развиваться и не останавливаться на достигнутом, сейчас, как никогда, необходимо говорить о проблемах украинских лицеев. Ведь они сегодня, увы, переживают не лучшие времена. Потому и не удивительно, что конференция «Лицеистское образование в Украине: европейское измерение», которую приурочили к круглой дате, вызвало такой ажиотаж среди руководителей лицеев, структурных подразделений университетов.
«Сейчас очень важно разобраться с нормативно-правовой базой, и с не соотношением форм собственности», — поясняет Галина Сазоненко. Так получается, что в Украине лицеи бывают только коммунальными и частными. К слову, приватных учебных заведений только в Киеве насчитывается около 150. Коммунальные ж лицеи находятся на балансе городских районных администраций, и финансирование получают соответственное. Директора считают, что такие учебные заведения, должны находиться в государственной собственности, как и все вузы.
Другой вопрос, что научно-исследовательским институтом АПН Украины не проводится мониторинг содержания лицеистского образования, и до сегодняшнего дня не разработана концепция развития таких учебных заведений. Да и не развязаны проблемы финансирования лицеев, которые требуют индивидуального штатного расписания и материально-технической базы. «Лицеи в истории педагогики были ведущими учебными заведениями, — рассказывает Галина Сазоненко. — Они всегда готовили специалистов для государственной деятельности. А в понятии советской власти все школы должны били быть средними, и потому так и назывались. И это самое страшное — ведь, если ребенок подавал надежды выше среднего уровня, его тут же тянули обратно, вниз».
Но, по мнению Галины Сазоненко, уже начиная с 1991 года, «когда мы почувствовали вкус свободы», начали возрождаться гимназии, лицеи и коллегии. «Эти учебные заведения присущи украинской педагогике и на сегодняшний день самые сильные и уникальные, — продолжает Г. Сазоненко. — Ведь именно лицеи работают с обрадованной молодежью, находят таланты и способности». Впрочем, педагоги считают, что вместе с тем ненужно приуменьшать роль общеобразовательных школ, которые не меньше лицеев нуждаются в поддержке государства. «У каждого из нас своя уникальная задача», — поясняет Сазоненко. Хотя, к примеру, во Франции лицеи считаются профильными образовательными заведениями. «Там детям дают первые профессиональные знания. У нас совсем другие традиции, и, на мой взгляд, превратить лицеи, которые готовили учеников на государственном уровне в профессиональные училища, не правильно», — рассуждает Г. Сазоненко.
В этот день было много подарков и поздравлений. На праздник к Украинскому гуманитарному лицею приехали практически все члены попечительного совета, в том числе и его глава Леонид Кравчук. Кроме того, для лучших лицеистов презентовали книги главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной «Мои университеты».