Сегодня Кабинет Министров Украины рассмотрит вопрос отчуждения имущества государственной газодобывающей компании «Черноморнафтогаз». Об этом сказано в повестке заседания правительства, обнародованной на веб-сайте Кабмина. Также министры рассмотрят законопроект о внесении изменений в перечень объектов госсобственности, не подлежащих приватизации. К слову, сейчас этот перечень включает и упомянутую выше компанию. Докладчиком по обоим вопросам выступит министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий.
Напомним, «Черноморнафтогаз» — одна из наиболее успешно развивающихся госкомпаний в газовом секторе. По итогам года она демонстрирует 40% рост объемов газодобычи. Кроме того, именно эта госкомпания осваивает украинский шельф Черного и Азовского морей. Предприятие также добывает углеводороды на месторождениях, расположенных в Крыму, эксплуатирует расположенные на полуострове Глебовское ПХГ и магистральные газопроводы. Компания располагает мощнейшим в Черном море буровым флотом, включающим четыре СПБУ (две из них — пятого поколения: «Петр Годованец» и «Независимость»). Программа развития компании предполагает освоение к 2015 году семи новых месторождений и дообустройство двух действующих, что позволит вывести годовую добычу природного газа компанией на уровень трех миллиардов кубических метров в год.
Чем могут обернуться инициативы КМУ для компании, которая разрабатывает одни из самых лакомых газовых запасов? Об этом «День» спросил президента Киевского международного энергетического клуба Q-club Александра ТОДИЙЧУКА:
— Это большой объект госсобственности, и перед отчуждением каких-либо его активов надо четко просчитать и увидеть, каких результатов можно достигнуть при том или ином способе хозяйствования. Общественность должна получить соответствующий бизнес-план или расчеты, но их нет. И только потом, если эти расчеты подтвердят целесообразность приватизации этого объекта, должен быть организован тендер и озвучены условия хозяйствования. Должна быть прозрачность. То, что решения принимаются под ковром, приводит, как правило, к большим ошибкам. Мы уже это проходили. Из-за этого уже потеряли нефтяную отрасль: государство почти не управляет ни заводами, ни нефтетранспортными системами. То же самое можно сказать и о компаниях, которые ведут геологическую разработку. Поэтому решаться на отчуждение таких активов без предоставления обоснований таких шагов и открытого их обсуждения с общественностью КМУ не стоит. Почему? Потому что отчуждение активов «Черноморнафтогаза» — это, по сути, первый шаг для подготовки его к приватизации. И если это произойдет кулуарно, то власть должна нести за это ответственность.