Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Семейная сага

Франковцы отмечают юбилей Нечуй-Левицкого
21 ноября, 2008 - 20:23
МАРУСЯ-КАЙДАШИХА (НАТАЛЬЯ СУМСКАЯ) — ВСЕМ СВЕКРУХАМ СВЕКРОВЬ / ФОТО МАРИИ МАСИЧ

К 170-летию со дня рождения украинского классика артисты Театра им. И. Франко пригласят зрителей на спектакль «Кайдашева сім’я», которую покажут 26 ноября. Эту постановку организовали: режиссер Петр Ильченко, сценограф Андрей Александрович-Дочевский и Людмила Нагорная (костюмы), которые помогли воспроизвести на сцене антураж сельской семьи Кайдашей. Известную еще со школьных времен повесть франковцы сумели не просто прочитать заново, но и показать, как непросто складываются отношения между близкими людьми, как сначала небольшие ссоры, недоразумения невестки со свекровью могут перерасти во фронтальные семейные бои. Актеры играют так убедительно, создавая такие колоритные персонажи, и кажется, что семью Кайдашей и их соседей зрители очень хорошо знают (мастерски перевоплощаются в свои роли: Наталья Сумская, Владимир Коляда, Александр Форманчук, Назар Заднипровский, Елена Медведева и Анжелика Савченко). Чтобы посмотреть этот спектакль, приходит много молодежи, которая бойко реагируют на увиденное на сцене и не жалеет ладоней, аплодируя франковцам. А наибольшим комплиментом артистам может послужить фраза одного из зрителей: «Не хотел бы я, чтобы мою жену учила жить такая Кайдашиха, которую сыграла Наталья Сумская. Вот свекровь — всем свекрухам свекровь! Все артисты так классно играли, что я даже забыл, что это театр — так переживал за героев»...

Сила классики в том, что она актуальна во все времена. Казалось бы повесть «Кайдашева сім’я» написанная писателем еще в далеком 1876 году, а история, описанная Иваном Семеновичем, словно о нас с вами. И безразлично, где вы живете: в селе или городе, потому что проблемы относительно того, кто в семье голова, а кто шея; между родителями и детьми, как правильно выстраивать отношения невестки и свекрови, зятя и тещи; как разделить нажитое добро между взрослыми детьми — обязательно когда-то у вас также возникнут. А поэтому пусть пример Кайдашей (Омелька, Маруси, Карпа, Лаврина, Мотри и Мелашки) станет нам уроком, чтобы не рубить по живому грушу и никогда не становиться для близких людей ожесточенными врагами.

СПРАВКА «Дня»

Иван Семенович Левицкий (литературные псевдонимы — И. Нечуй-Левицкий, И. Нечуй и т. п.) родился 25 ноября 1838г. в г. Стеблеве Киевской губ. Каневского уезда (ныне — Черкасская обл., Корсунь-Шевченковский район). С детства интересовался обычаями и бытом крестьян, сокровищами украинского фольклора и поэзии Шевченко, что впоследствии ярко проявилось в его творчестве.

Учился Нечуй-Левицкий в Богуславском училище, потом в Киевской семинарии и Киевской духовной академии. Перед ним открывалась духовная карьера, но юный магистр богословия решительно от нее отказался и порвал с семейными традициями. Он преподавал русский язык, литературу, историю, географию, логику в Полтавской семинарии, гимназиях Калиша, Седлеца и Кишинева. Когда писатель ушел в отставку, то поселился в Киеве, вел достаточно замкнутую жизнь и полностью отдался литературному труду.

В 1870-е годы художник создает классические произведения из народной жизни: «Не можна бабі Парасці вдержатись на селі», «Благословіть бабі Палажці скоропостижно вмерти», «Микола Джеря», «Кайдашева сім’я», «Бурлачка». Перу Нечуй-Левицкого принадлежат комедии из мещанского быта («На Кожум’яках» и «Голодному й опеньки м’ясо»), которые содержат интересные характеристики типов торговцев, мелких чиновников, их обычаев, морали и психологии. Наиболее удачной является первая пьеса, которая в переработке М. Старицкого под названием «За двома зайцями» приобрела более характерную сценичность и до сих пор живет в украинском театре.

Во время Первой мировой войны Нечуй-Левицкий бедствовал и даже голодал. Когда Киев оккупировали кайзеровские войска, писатель тяжело заболел. Он попал в Дегтяревскую богадельню (дом для престарелых), где и закончил свою жизнь 2 апреля 1918г. Похоронен Иван Семенович в Киеве на Байковом кладбище.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ