Казалось бы, весь арсенал борьбы луганских горняков, которые уже несколько лет подряд добиваются выплаты своих заработанных денег и регрессных исков, уже исчерпан. В истории рабочего движения были и голодовки, и акты самосожжения, и женские походы. Сегодня пикетчики шахты имени Менжинского ГХК «Первомайскуголь», которые уже неделю находятся под стенами здания облгосадминистрации, обещают попросить политического убежища в соседнем государстве.
«Пойдем в Россию на положение беженцев, — говорит один из руководителей пикетчиков Владимир Фирсов, — и, скорее всего, попросим политического убежища в Ростовской области, где находятся на заработках наши жены. Терять нам нечего. Продукты заканчиваются, начинаются дожди, но власти пока не спешат выполнить наши требования. Переговоры в основном заканчиваются призывом идти работать, а как работать, если сегодня на шахте в действии только одна лава, если за адский труд, сопряженный с риском для жизни, горнорабочий очистного забоя получает всего 200 гривен, да и те выплачивают частями, растягивая этот процесс на 4—5 месяцев».
Горняки ответили категорическим отказом на предложение властей разместиться в спорткомплексе «Динамо» и продолжают оставаться в сквере, ночуя на скамейках. «В манеже держат лошадей и скотину, — высказал свое отношение к данному предложению горнорабочий с 18-летним стажем Александр Яснульский. — Поэтому мы туда идти отказались, мы — люди. У меня двое детей, и жена мне сказала так: без денег не возвращайся. Поэтому мы будем до конца бороться за свою зарплату».
Первомайские пикетчики готовы провести еще одну резонансную акцию — объявить массовую голодовку. К ней готовы все 107 человек. Но это в том случае, если Россия откажется их принять.