Вторую неделю украинских учеников учат с экранов телевизора через онлайн-школу, организованную Офисом Президента. Это похоже на репетицию дистанционного обучения в масштабах всей страны. Ведь до недавнего времени такая форма получения образования рассматривалась как альтернативная наряду с традиционной школьной. И никогда еще педагоги не переходили на удаленную работу с учащимися в обязательной форме.
Поэтому у «Всеукраинской школы онлайн» накопилось немало собственных недостатков и преимуществ. Отснятые видеоуроки уже запомнились «ляпами» про белых медведей из Антарктиды, Ливонской войной и пробелами с вычитанием двухцифровых чисел. Из свежего — урок по физике для 11 класса, который провел старший научный сотрудник Института педагогики Национальной академии педагогических наук Украины Владимир Сипий, раскритиковал ученый из Института физики НАН Анатолий Негрийко. Его резюме — задачи решены с грубыми ошибками, поскольку лектор не разбирается в используемой терминологии. Очевидно, на этом перечень учительских ошибок не завершится.
«ПОЛИТИКИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОНЛАЙН-ШКОЛУ ДЛЯ СВОЕГО ПИАРА»
К слову, вести уроки в онлайн-школе пригласили якобы 40 лучших учителей со всей страны. Как их отбирали, неизвестно. Так же непонятно, каким образом в проекте засветились представители партии большинства — «Слуги народа» и «кварталовцы»? Их появление в онлайн-школе вызвало не меньше вопросов, чем образовательные пробелы.
Елена Зеленская на уроке украинского языка для 5 класса, актер-комик Гарик Бирча на геометрии для одиннадцатиклассников и нардеп от «Слуги народа» Александр Скичко на уроке химии для 7 класса — этих героев находим через каких-то полчаса просмотра, как говорят, по диагонали, видеороликов с «Всеукраинской школы онлайн». Также к проекту присоединились актеры-»кварталовцы». К счастью, «звезды» появились в онлайн-школе в роли учеников. И для чего на уроках появляются политики и люди, связанные с нынешним президентом? Или это кумиры подростков? Или их таковыми хотят сделать? Может, это новый способ увеличения политической репутации?
Если бы на уроки по естественным дисциплинам пригласили профессиональных ученых, а на уроки украинского языка — сотрудников Института языкознания имени А.А. Потебни, вероятно, уровень дискуссии «учитель-ученик» получился бы намеого качественнее. Да, это требует большего времени и подготовки, однако видеоуроки транслируются на всю Украину, их ежедневно просматривают тысячи учеников, поэтому и качество продукта должно быть соответствующее.
«Сам проект и идея хорошие. Я знаю, что объяснения, которые дают учителя, довольно просты и понятны, они нравятся детям, — отмечает исполнительный директор Института массовой информации Оксана РОМАНЮК. — Но не смогли удержаться политики, чтобы не использовать онлайн-школу для своего пиара. То, что мы увидели среди «знаменитостей» депутатов от одной политической силы, представителей, близких к президенту, недопустимо. Это нарушает как минимум этические стандарты. Я понимаю, что это делалось очень быстро, но есть дети, которые просто вынуждены смотреть эти телеуроки. Фактически они вынуждены пересматривать политически заангажированную информацию. Дети не должны быть связаны с политикой. Это же не прямой эфир. Не говоря о том, что эти уроки начали показывать на пророссийских каналах, которые не раз были замечены в распространении языка вражды, в оправдании российской агрессии, по этому поводу Нацсовет выносил им предупреждения. Фактически уроки поставили в политическую рамку. Я бы хотела, чтобы МОН на это отреагировал».
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ШКОЛЫ В ТЕЛЕВИЗОРЕ
Министерство образования и науки все-таки отреагировало на критику телешколы. Правда, чиновники попросили украинцев не забрасывать камнями осрамленных учителей. Это понятно, педагоги оказались в новых для них условиях работы. Вместо привычного урока в классе с детьми должны объяснять материал на камеры. Но можно хотя бы просмотреть перед запуском в эфир презентацию к уроку.
С другой стороны, школа в онлайн-формате открыла одним махом все недостатки среднего образования. Во-первых, качество кадров. Из-за непрестижности учительского труда в педуниверситеты поступали далеко не лучшие ученики школ. Соответственно, что знают, то и рассказывают детям. Во-вторых, урок строят на основе образовательных программ, утвержденных еще в 2013 году во времена министра Дмитрия Табачника. В один урок учитель должен скомпоновать максимум информации, одна тема быстро сменяет другую, повторы и возвращение к плохому усвоенному учащимися материалу не предполагается. Еще добавьте качество учебников и условия обучения в школах, которые годами не видели полноценного финансирования. А теперь итоги такого развития образования страна видит с экранов телевизора. Правда, видеосъемки проходят в частной школе, что немного искажает реальную картинку.
«Я бы не преувеличивал значимость этого проекта, поскольку немало школ им не пользуются. Например, гимназии или лицеи областных центров считают выложенный материал слабым для своих учеников. В нашей школе 100% учителей ежедневно по расписанию занятий второго семестра преподают уроки на платформе Google Classroom. В этих уроках может быть видео, текстовка, советы, тесты, выставление оценок, — рассказал директор Финансового лицея города Киева Юрий ШУКЕВИЧ. — Кое-кто усвоил отснятые в онлайн-школе темы несколько недель назад, поэтому «Всеукраинскую школу онлайн» могут использовать только для повторения материала. С другой стороны, для школ без интернета или из сельской местности это остается едва ли не единственным вариантом, чтобы хоть как-то наладить дистанционное обучение».
Обладатель премии Global teacher prize Ukraine-2017, учитель физики и астрономии Черновицкого городского лицея №1 Пауль ПШЕНИЧКА тоже считает: как бы хорошо ни готовились телеуроки, недостаток телевизионного обучения в целом — это отсутствие обратной связи. По его мнению, ребенок, который хочет учиться, естественно имеет желание спросить о чем-то у учителя. Телевидение такой возможности не предусматривает.
«Такие телешколы полезны и интересны. Если собирают лучших учителей, то дети, родители и учителя могут посмотреть на образец хорошей работы. Кстати, мою кандидатуру тоже рассматривали, но поскольку я сейчас в горах, вопрос отпал сам по себе, — продолжил Пауль Францевич. — Не думаю, что это приживется у нас, каналы имеют свои проблемы, и это стоит денег. Но подобный формат обучения можно устраивать время от времени. Может, МОН сделает отдельный канал вроде образовательных программ на ВВС. И если бы было все так просто с телевизионными уроками, то и учителей не надо было бы и школ в целом. Однако такая система не очень эффективна именно из-за отсутствия обратной связи».
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ОТСНЯТА ТЕЛЕШКОЛА?
Несмотря на призыв Минобразования воздержаться от критики проекта, вряд ли этого удастся избежать. Тем более, что появление казусных моментов на телеэкранах вызывает другой вопрос: кто снимает этот телепродукт и во сколько он обошелся государственному бюджету?
На сайте Министерства образования и науки говорится, что проект готовится совместно с Офисом Президента и ОО «Освіторія». Съемки проходят в Новопечерской школе, которую основала «Освіторія» и ее руководитель Зоя Литвин. О финансировании не говорит ни один из организаторов проекта.
Несколько прояснила генеральный директор директората внутренней и гуманитарной политики ОП Вероника Селега. В комментариях СМИ она отметила, что производство онлайн-уроков проходит с участием специалистов каналов СТБ, «1+1», «Новый канал», «Интер», ICTV, «Украина», студии «Квартал 95», студии «Мамахохотала» и других. Однако школа — это не кино. Кто бы ни был организатором съемочного процесса, от этого не должно страдать качество обучения. В образовании и без того проблем хватает.
ГОЛОС ИЗ «Фейсбук»
«Основная претензия должна быть именно к организаторам действа — Офису Президента»
Антон СЕНЕНКО, научный работник:
«Тезис первый: прошу вас, не высмеивайте всех учителей и всю школьную систему. И вот почему: организатор этого всего действа — ОП. В период кризиса люди не поднимаются до уровня своих ожиданий, а падают до уровня своей компетентности. Если конкурс на то, чтобы начитывать материал онлайн, проводился так же, как все остальные конкурсы на все другие вкусные должности в стране — это точно не показатель, повсюду в государстве такое. Это показатель качества нашего ОП, который набирает подрядчиков на выполнение задания. Лекторы могут ошибаться. Это нормально. Тем более на камеру. Тем более без подготовки. Поэтому все ляпы «вживую» можно простить... Основная претензия должна быть именно к организаторам этого действа, потому что это же записанный материал, должен быть проверен экспертами. Прорецензирован. И в случае обнаружения ошибок возвращен на доработку. Кто подбирал экспертов? ОП?
Тезис второй, основной: пожалуйста, скажите мне, сколько стоил этот проект государственному бюджету Украины... Я сомневаюсь, что это волонтерство и три копейки. Почему, спрашиваю? Если бы ошибки были разноплановые и одиночные — понять можно. Но здесь просто система. Система не работает. Следствия из этого всего ужасные: унижены на всю страну конкретные учителя, которые, еще раз, могут и имеют право на ошибки, оговорки и тому подобное; унижена на всю страну профессия учителя, которая и так ниже плинтуса... И это пустая трата ценных государственных ресурсов во времена трудностей».