Это событие приурочено к 85 летию киевского музея и 190 летию содня рождения знаменитого художника. Среди представленных 50 типолотен есть картины из фонда музея, частных коллекций и крупных музеев других городов Украины (в частности, Одесского художественного музея, Севастопольского художественного музея им. Крошицкого, Николаевского художественного музея им. Верещагина, Сумского художественного музея им. Онацкого, Донецкого областного художественного музея, Горловского художественного музея). По словам директора Музея русского искусства Юрия Вакуленко, столь обширной коллекции работ Ивана Айвазовского не было представлено более двадцати лет.
Не смотря на то, что хрестоматийные полотна на этой выставке отсутствуют, посетители могут увидеть достаточно известные картины, характеризующие разные периоды творчества художника: как самые ранние, созданные в «Крымский» период — по окончанию художественной академии (1838—1839 гг.), так и те, которые живописец создавал в конце 80-х гг. Кстати, одно из полотен оказалось настолько большим, что его пришлось заносить в музей через пожарный вход.
Картины, представленные на этой выставке, дают возможность познакомиться с разнообразными жанрами творчества художника. Это не только морские пейзажи, которые прославили имя Ивана Константиновича Айвазовского, но и картины с элементами бытового характера, виды украинских степей. Ведь именно Айвазовский считается одним из первых пейзажистов, который блестяще изображал их красоту.
Как отметил Юрий Вакуленко, одной из особенностей этой выставки стало возвращение в Музей русского искусства картины «Волга у Жигулевских гор». Более двадцати лет назад она была изъята из музейных фондов и находилась в Мариинском дворце (после окончания выставки полотно отправят на реставрацию).
СПРАВКА «Дня»
Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17 июля 1817 года в семье армянского предпринимателя. Учился в Петербургской академии художеств у М. Воробьева. В качестве «пенсионера» академии работал в Крыму (1838—1840 гг.), Италии (1840—1844 гг.), посетил также Францию, Англию и ряд других стран. Айвазовский очень любил путешествовать по разным странам, но с 1845 года работал преимущественно в родном городе.
Бравурно-катастрофический «Девятый вал» (1850 г., Русский музей, Петербург), где достигнуто впечатление «безбрежного» морского пространства, может служить итогом его раннего периода. Обеспечив живописный эффект, Айвазовский, будучи к тому же мастером необычайно плодовитым (написавшим более 6000 картин), часто превращал его в своеобразный фирменный стереотип. Но в самых популярных своих картинах (таких, как «Черное море», 1881 г., Третьяковская галерея) он демонстрирует главный свой дар: умение показать пронизанную светом, вечно подвижную водную стихию. Живописец Главного морского штаба (с 1844 г.), И. К. Айвазовский принимает участие в ряде военных кампаний (в том числе — в Крымской войне 1853—1856 гг.), создав немало патетических батальных полотен («Чесменский бой», 1848 г., Феодосийская картинная галерея).
Айвазовский известен также как щедрый благотворитель: в Феодосии на его средства были выстроены здания Археологического музея, проведены большие работы по градоустройству, постройке порта и железной дороги. Из его феодосийской мастерской вышел целый ряд крупных пейзажистов (Лагорио, Куинджи, Богаевский и др.). Умер Айвазовский в Феодосии 19 апреля 1900 года. Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя.