В Национальной филармонии Украины состолся концерт «Место силы» уникального дуэта «Зикр», который в этом году отмечает свой 10-летний юбилей.
Киев по-прежнему остается любимым городом исполнителей Игоря Силина и Ольги Ткаченко, в котором родился их необычный дуэт, хотя ныне бывают они в Украине не так часто, в основном выступают за рубежом.
Не каждому даже самому блестящему артисту, выпадает шанс открыть в музыке что-то новое. Но факт остается фактом: дуэт «Зикр» оригинален и неповторим. Игорь Калинаускас (Силин — его сценический псевдоним) и Ольга Ткаченко сумели покорить музыкальный Олимп, открыв новый вид пения — симфоническое. Избрав для себя необычную для традиционного вокального искусства технику вибрационного пения, соединив классический вокал, народный мелос, рок, поп и джазовые импровизации. Во время выступления Ольги Ткаченко и Игоря Силина отсутствует аккомпанемент музыкальных инструментов. Артисты добиваются требуемого звучания, используя старинные традиции тибетского горлового пения, технику вокала суфийских мистиков, уникальное ханте хондо, которым владеют в Испании. При этом диапазон звучания — до восьми октав (!), что по существу равняется объему целого симфонического оркестра. Само же название дуэта можно отнести к песнопениям zikr, которые еще и сегодня звучат в древних монастырях Тибета.
О феномене «Зикра» спорили и писали многие музыковеды из разных стран. Так, Джим Бессман в журнале «Билборд» (США) написал: «Через музыку «Зикра» проходят разные стили. Больше всего это напоминает двух соревнующихся певцов в стиле «scat». Это вокальная джазовая техника, применяемая такими крупными джазовыми певцами, как Сара Вон, в которой исполнитель вместо песенного текста произносит набор произвольных слогов. Но разница в том, что «Зикр» делает то же самое мелодически: если джазовые певцы располагают, по крайней мере, песенным контекстом, в котором они импровизируют, то «Зикр» словно создает мелодию песни, которая рождается вместе со звуком голоса. Но кроме динамической импровизации, заставляющей слушателя испытать уникальное переживание, открылась другая сторона «Зикра». Это ошеломляющее напряжение страсти в самих голосах и в манере исполнения вокалистов».
Эндрю Стюарт, музыкальный критик (Лондон) подчеркивает: «Исполнительское мастерство дуэта «Зикр» можно с полным правом назвать уникальным. Эти блестящие исполнители удачно сочетают элементы свободы и строгой формы, встречающиеся в азиатских религиозных песнопениях, до современного фри-джаза, создавая поразительно богатое разнообразие вокальной выразительности и цветовых оттенков. Вокальный диапазон: от еле слышного шепота до пронзительного крика. Вместо слов — гласные и порой взрывные согласные звуки, хотя за импровизациями «Зикра» всегда чувствуется некое общение. На концерте Силин и Ткаченко исполняют сверхсложные импровизации на темы, предложенные кем-либо из зала. Они способны наворожить атмосферу спокойной сосредоточенности, затягивающую слушателей в их волшебный мир звуков».
Дуэт постоянно в поиске. Много экспериментирует в тесном творческом союзе с известными всему миру исполнителями, работающими в различных жанрах. С большим успехом прошли их выступления совместно с Даниэлем Киентзи, Джорджем Хасламом, Томми Мансиккой-аго, Сергеем Курехиным, Александром Ляпиным (гитара), Михаилом Черновым (саксофон, ДДТ), Сергеем Белимовым (рояль), с киевскими музыкантами Владимиром Соляником (рояль), и Сергеем Хмелевым (перкуссия). В создании сценических костюмов артистов принимал участие известный российский модельер Вячеслав Зайцев.
«Зикру» рукоплескали Украина и Россия, Америка и Австралия, Англия и Франция, Германия и Финляндия, Венгрия и Словакия, Италия и Испания, Гонконг и Тунис, Израиль, Литва и Латвия. Дуэт принимал участие в многочисленных международных музыкальных конкурсах и фестивалях. Им записано более 15 вокальных альбомов, среди которых большой популярностью пользуются компакт-диски «Голоса», «Мистерия чаши», «Сотворение мира», «Вертикальное сечение», «Танцующее время» и «Duo ZIKR». А в память о Чернобыльской катастрофе певцы записали альбом «Звезда Полынь».