Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Слезоточивый газ

10 октября, 2002 - 00:00

Во всяком случае, представленные вчера парламенту правительственные разъяснения (озвученные министром топлива и энергетики Виталием Гайдуком при молчаливой поддержке первого вице-премьер- министра Олега Дубины) представляются малоубедительными. Гайдук заверил народных депутатов, что до разработки технико-экономического обоснования создания консорциума по управлению газотранспортной системой (ГТС) порядок ее функционирования не изменится. «До этого ничего с ГТС не произойдет, не изменятся отношения НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром», не изменится объем платежей в бюджет», — убаюкивал Виталий Анатольевич оппонентов, обеспокоенных содержащимися в секрете, но все же просочившимися в прессу неутешительными выводами Минфина об огромных потерях бюджета. По сообщению Интерфакс-Украина, прямые поступления в госбюджет (налог на прибыль, НДС и рентная плата за транзит газа) после создания консорциума сократятся примерно на 6 млрд. грн. Помимо этого, потребуется дополнительно около 2 млрд. грн. для компенсации цены газа для населения (которому в настоящее время реализуется «транзитный» газ по фиксированной цене 170 грн. за 1 тыс. кубометров при рыночной цене около 350 грн. за 1 тыс. кубометров). А что будет с Украиной, ее бюджетом и ГТС после ТЭО? Наверняка, об этом еще не знает и сам министр...

Можно ли считать выходом из ситуации предложение Гайдука отменить рентные платежи за добычу углеводородов и преобразовать их в консолидированный налог? Вот если бы было доказано, что с созданием консорциума этот самый налог существенно превысит все прежние планировавшиеся и практически не выполнявшиеся бюджетные платежи «газового сектора»... Впрочем, соответствующих расчетов в природе еще, по-видимому, не существует. Не случайно председатель комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Андрей Клюев, до начала «консорциумной» дискуссии выступавший с оптимистическими в отношении этого нововведения заявлениями, несколько изменил ориентацию и смог лишь пообещать, что парламент рассмотрит этот вопрос после того, как документ (межправительственное соглашение и корпоративный договор) будет наполнен содержанием. «До разработки ТЭО консорциума мы с вами не сможем конкретно ни о чем говорить», — огорчил он представителей правительства.

Интересно, что у российской стороны, похоже, пока не возникает особых проблем с общественным восприятием последних украинско- российских газовых соглашений. Посол России в Украине Виктор Черномырдин даже предсказывает, что каких-либо « накладок» в этом не будет. Правда, он уверен, что вокруг деятельности будущего консорциума будет много разговоров. «Любителей подискутировать много, но речь идет о серьезной работе», — утверждает Виктор Степанович, по праву считающийся одним из выдающихся специалистов газовой промышленности бывшего Союза и России. Запомним его прогноз: создание консорциума «выгодно и Украине» — и особенно союз «и», придающий этому экспертному высказыванию особое звучание.

Между тем в «постдоговорных» комментариях российской стороны чувствуется гораздо больше раскованности, чем в украинской. И это, по-видимому, имеет под собой определенную почву. Причем совсем не обязательно в виде расшатанной государственной дисциплины или излишней болтливости. Так, высокопоставленный осведомленный источник в правительстве РФ поведал московскому Интерфаксу секретную (для украинских СМИ) информацию о сути принципа паритетности при создании консорциума. Оказывается, это означает, что в случае, если какие-либо европейские газовые компании пожелают вступить в него, то Москва и Киев будут уступать им одинаковый процент своей доли. «Что касается претендентов из европейских газовых компаний на включение в состав международного консорциума, то претендентом номер один является немецкий «Рургаз», — сказал источник, забыв при этом добавить, что эта компания одновременно является еще и владельцем «Газпрома», тогда как и в его сейфах хранится немало акций немецких газовых компаний. С учетом этого принцип паритетности в глазах проницательного читателя может растаять, как дым из газовой котельни. Впрочем, «наш источник» этого и не скрывал. По его утверждению, заявление украинских официальных лиц о том, что Украине будет принадлежать контрольный пакет акций в создаваемом консорциуме, не более чем риторика. «Чем быстрее утихнет эта риторика, вызванная внутриполитической ситуацией на Украине, тем больше удастся проделать технической работы по реализации достигнутых соглашений», — оптимистично сказал собеседник агентства, вынимая из-за спины «антириторическую дубинку», на которой можно прочесть воспроизведенную все тем же агентством циничную угрозу: «Подписание российско-украинских соглашений о создании международного газотранспортного консорциума не означает, что Россия отказывается от альтернативных маршрутов поставок газа в Европу». «Все яйца в одну корзину никто складывать не собирается», — пояснил высокопоставленный чиновник российского правительства. По его мнению, во многом решение этого вопроса будет зависеть от реализации достигнутых российско-украинских договоренностей. В частности, «будет ли экономика этого проекта прозрачной и положительной, а также насколько нормативные документы будут гарантировать нам избавление от рисков собственного участия в консорциуме», — сказал источник и отметил, что ныне реализуемые проекты по расширению путей поставок газа в Европу, «никто со счетов не сбрасывает».

Тем временем вероятный участник международного газотранспортного консорциума, немецкая компания «Рургаз», приветствует подписание документов о его создании и ожидает согласования технических вопросов проекта. Пресс- секретарь «Рургаза» Хайнер Гарбе считает, что прежде чем его компания конкретизирует свое участие в консорциуме, политики должны решить все правовые и технические вопросы, связанные с реализацией проекта, сообщает радио «Свобода». Когда в середине июля канцлер Германии Герхард Шредер во время встречи в Петербурге с президентами России и Украины присоединился к их заявлению о созданию консорциума, глава правления «Рургаза» (компания владеет 5% российского «Газпрома») Буркгард Бергманн дисциплинированно заявил, что его компания «готова принять участие в этом чрезвычайно важном проекте». «Конечно, мы заинтересованы в участии в этом консорциуме, но пока ничего не известно», — заявил во вторник «Дню» официальный представитель компании Хейнер Гарбе и назвал соглашение «чисто политическом делом», сообщают Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День» и Нильс КРАЙМАЙЕР. По их просьбе Александер РАР (Немецкое общество внешней политики) прокомментировал ситуацию с задерживающимся пока вступлением в консорциум немецких участников:

«Рургаз» больше зависит от «Газпрома», чем «Газпром» от «Рургаза». «Газпром» может найти себе партнеров на всем европейском рынке, а вот «Рургаз» торгует российским газом, поэтому эта компания сделает все для того, чтобы не испортить свои конструктивные отношения с «Газпромом». Выжидательная позиция «Рургаза» объясняется тем, что компания будет в принципе следовать политике «Газпрома».

Это еще один аргумент к вопросу о паритетности. Оказывается, и его нужно подсчитывать с учетом всех факторов. Ведь для Украины важно в конце концов не прослезиться, как иногда у нас бывает...

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ