В то время, как в Украине дорожают коммунальные услуги, в городе Никополь они начали... дешеветь. На днях местная власть снизила тариф на водоснабжение практически на четверть. Секрет чуда довольно прост — новый мэр Никополя Руслан Токарь начал свою деятельность с того, что решил проанализировать составляющие при формировании тарифов. Оказалось, что водой в городе до последнего времени ведало два предприятия. Горводоканал подавал воду, а предприятие «Західне» занималось очисткой стоков. Мэр решил их объединить, и очистные станции перешли в ведомство водоканала. Теперь нет двойных налогов, дополнительных затрат и, главное, раздутого штата, в котором управленцев было больше, чем рабочих. Правда, принятие решения об объединении двух предприятий вызвало в горсовете бурю. «Если бы решение о слиянии предприятий не приняли, то тариф вырос бы до 5,20 гривни за метр кубический, — говорит Токарь. — Вместо этого нам удалось снизить его до 3,89 гривни. Это экономически обоснованный тариф, просчитанный специалистами».
По словам мэра, попытки объединить два предприятия предпринимались неоднократно, но заканчивались безуспешно. Тем временем, они продавали друг другу услуги с учетом 20% НДС, накручивая тариф. Кроме того, «разорванность» услуг имела другие негативные последствия. Прежде всего, был закрыт путь для инвестиционных проектов, разработанных под замкнутый цикл. К тому же, высокий тариф не стимулировал рост уровня оплаты оказываемых услуг. «Что толку поднимать тарифы, если люди не будут платить? — говорят в мэрии. — Деньги должны работать, но резкое подорожание ведёт лишь к росту задолженности». Теперь в Никополе наблюдается рост проплат на 40 %.
Однако останавливаться на достигнутом городской глава Никополя не собирается. Сейчас он просчитывает возможность снижения квартплаты и тарифа на централизованное отопление.
КОММЕНТАРИИ
Валерий БОРОВИК, председатель правления альянса «Новая энергия Украины»:
— Пример Никополя сугубо локальный, хоть и довольно позитивный. Однако очень сложно оценить его долгосрочную перспективу, как и дать экономическое обоснование действиям местных властей. На первый взгляд трудно понять, почему такую львиную долю в структуре тарифа на воду занимали налоги предприятий, поставлявших воду населению, и заработная плата руководящего персонала! Не исключено, что действия мэра Никополя — это лишь своеобразный политический маневр, чтобы заслужить благосклонность электората.
В свою очередь, экономически обоснованный тариф, о котором сегодня так живо дискутируют экспертные круги, — это очень неоднозначная украинская проблема, имеющая как минимум две стороны. Во-первых, действительно все ныне действующие тарифы, по которым украинцам приходится оплачивать счета за тепло, свет и воду, являются экономически необоснованными, большую их часть составляют субсидии органов местной власти. Во-вторых, до сих пор остается непонятным механизм распределения этих средств. За что платит население и куда идут эти дотации?
В целом же говорить об уменьшении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Украине сегодня нет оснований. Состояние, в котором сегодня пребывают теплосети (изношенность достигает 60%), сети водоснабжения, не дает оснований для подобных оптимистичных настроений. Сейчас вся эта инфраструктура греет воздух, землю и загрязняет окружающую среду, а в ее реконструкцию и модернизацию не вкладывается ни копейки. Поэтому украинские дома, в которых сохраняется нормальный температурный режим и без проблем и эксцессов проходит отопительный сезон, можно пересчитать на пальцах.
Вывод один и не очень оптимистичный: уменьшение тарифов на «коммуналку» для украинцев — пока еще очень призрачная перспектива, несмотря даже на многочисленные обнадеживающие слова властей по поводу оснащения жилищного комплекса энергосберегающими и энергоэффектвными технологиями. На это все нужно время, а деньги на латание дыр необходимы уже сегодня.
Сергей БУЛЬБАС, президент Всеукраинской ассоциации частных инвесторов ЖКХ:
— Согласно ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах», предприятие не может быть планово убыточным. Сегодня, к сожалению, имеет место нарушение этой нормы закона. Так, тарифы на услуги предприятий централизованного теплоснабжения, например, возмещают расходы предприятий только на 62%. Хотелось бы напомнить, что с августа 2010 года цена на газ возросла на 50%, возросла также минимальная заработная плата, стоимость электроэнергии. В структуре тарифа на тепло одна лишь газовая составляющая — от 60% до 80%. Тарифы же на тепло повысились всего на 10—15%. Вот вам и ответ, есть ли экономические основания для уменьшения тарифа.