Нет никаких сомнений: Юлии Тимошенко досталось не лучшее время для премьерства. Незаметно пришел кризис, которого вначале и не думали пускать на порог. Однако (о чудо!) пенсии и зарплаты (бюджетникам) исправно выплачивались. В срок и вопреки вражеским голосам были проведены все газовые платежи. Чего еще хотеть? И за кого еще голосовать? Естественно, за обеспечившего все это миловидного и многообещающего(!) премьера.
Увы, народ оказался невосприимчивым к созидательным достижениям власти... Это, согласитесь, обидно. Не потому ли почти целую неделю после второго тура выборов длилось молчание шокированных ягнят? (Хотя некоторые «независимые» политологи разъясняли: при чем здесь ягнята — это «тигрюля» затаилась перед прыжком.) Впрочем, настоящего тигра мы так и не увидели. Ласковый котенок, понадеявшись на третий тур, пытался еще раз задобрить избирателя. «Я хотела бы проинформировать вас, — рассказывала 11 февраля на Кабмине своим министрам, а заодно и журналистам Юлия Тимошенко, — что наш аграрный комплекс за год дал пять процентов прироста. Значит, мы уже можем подводить итоги по работе аграрного сектора Украины в тяжелый кризисный год. По сути, в аграрном секторе кризис уже точно завершился». Кроме того, сообщила премьер-министр, стабилизировалась работа и начался рост производства в горно-металлургическом комплексе Украины. «И именно поэтому мы можем констатировать, что все антикризисные программы, которые принимались правительством, которые создавали специальную ценовую политику, специальную государственную поддержку для горно-металлургического комплекса, дали свои результаты. Сегодня горно-металлургический комплекс вышел на докризисные объемы производства. Это свидетельствует о том, что наша команда, которая последние два года боролась с кризисом, сегодня уже начинает получать достойные и четкие позитивные результаты».
Но если и аграрии, и одна из ведущих отраслей экономики — горно-промышленный комплекс сработали так хорошо, то почему оказалась в конце минувшего года практически пустой государственная казна?
Как сообщил журналистам на следующий день после выступления премьер-министра глава Счетной палаты Украины Валентин Симоненко, ни один из показателей, предусмотренных в законе о государственном бюджете Украины на 2009 год, не выполнен. Но почему бюджет первые десять месяцев был «успешным», несмотря на падение промышленного производства и валового внутреннего продукта? (В СП считают, что падение ВВП в 2009 году составило 13,9%, тогда как в бюджете-2009 предусмотрен его рост на 0,4%.) Правительство, по словам Симоненко, просто нарушало законы и манипулировало цифрами. Так, по оценкам Счетной палаты, авансовые налоговые платежи от субъектов хозяйствования составили 14 миллиардов гривен, не компенсированный в срок налог на добавленную стоимость — 23 миллиарда. Для фальсификации бюджета использовались запрещенные законом взаимозачеты, сумма которых в 2009 году достигла 2,2 миллиарда гривен. В доходы бюджета были также записаны практически долговые обязательства страны — правительство незаконно включило в доходную часть 14 миллиардов гривен из специальных прав заимствований (СПЗ), полученных от Международного валютного фонда. Подкрепляя свою позицию в методическом споре с правительством по поводу использования СПЗ, Симоненко сослался на письмо МВФ, в котором указывается, что СПЗ должны быть отображены как внешнее финансирование, а не как доходы бюджета.
В результате всех этих манипуляций невыполнение доходной части госбюджета, как считает СП, составило 45%, а реальный уровень дефицита главной сметы страны составил 34 миллиарда гривен. По словам Симоненко, это — не просто исследования. Это — официальные данные.
То есть, именно различного рода заимствования, внешние и внутренние, законные и незаконные, и позволили правительству при огромном дефиците бюджета проводить вышеназванные платежи. Но расходная часть бюджета в целом все же существенно пострадала. Как указал Симоненко, ее выполнение составило 85%. До 100% бюджету не хватило 45 миллиардов гривен. При этом 20% бюджетных расходов в 2009 году произведены за счет средств Международного валютного фонда.
Стабилизационный фонд бюджета практически не был сформирован. Его наполнение составило лишь 12 миллиардов, тогда как планировалось 20 миллиардов. Израсходовали десять миллиардов, из которых семь, как сказал Симоненко, пошли на чистое потребление, то есть на проедание. В вину правительству ставятся также «непозволительные темпы роста государственного долга». Его динамика, как предсказывает глава СП, «на грани катастрофы». Симоненко утверждает, что правительство управляло бюджетным процессом в ручном режиме. Об этом свидетельствует также и то, что на Едином казначейском счете правительства сегодня не хватает средств для выполнения обязательств Госказначейства. Это может свидетельствовать, считает Симоненко, о техническом дефолте этого ведомства. Далеко ли в таком случае до него и всей стране?