Напомним, к хачатуряновскому «Спартаку» знаменитый хореограф обращался дважды. В 1965 году во Львове Анатолий Федорович первым прочел партитуру современного азербайджанского композитора, воплотив в пластике всю разнообразную палитру страстей произведения. Это была философская притча. А через 12 лет, в Киеве Шекера сделал абсолютно другой спектакль, который уже четыре десятилетия (!) является визитной карточкой столичного балета. Кстати, именно Анатолий Федорович первый познакомил зрителей с этим произведением (на четыре года раньше Юрия Григорьевича, поставившего «Спартак» в Большому театре) и дал долгую сценическую жизнь этому балету Арама Хачатуряна.
— Этот один из шедевров А. Шекеры, — считает хореограф Виктор ЯРЕМЕНКО. — Он ничуть не устарел, на нем растут и учатся молодые артисты нашего театра. «Спартак» можно назвать мужским спектаклем, в котором прекрасные, сложные партии для танцовщиков, и не только для солистов, но и для кордебалета. Балет очень динамичный, он требует от всех исполнителей самоотдачи.
А генеральный директор Национальной оперы Украины Петр ЧУПРИНА добавляет: «Балет «Спартак» — настоящая хореографическая жемчужина, которая обогащает нашу репертуарную палитру. Это спектакль европейского масштаба! В «Спартаке» занята значительная часть труппы, а чтобы исполнять ведущие партии, необходимо мастерство артистов экстра-класса. Балетоманы со стажем, наверное, вспомнят первых исполнителей: Валентина Лебедя, Вадима Федотова (Спартак), Валерия Ковтуна, Виктора Рыбия (Красс), Элеонору Стебляк, Людмилу Сморгачеву (Фригия), Раису Хилько, Екатерину Родионову (Эгина). За сорок лет этот спектакль всегда идет с аншлагами»!
В четверг в главных партиях выступят лауреаты Премии им. А. Ф. Шекеры Дмитрий Чеботарь (Спартак) и Ольга Голица (Фригия), а также Ян Ваня (Красс) и Елена Филипьева (Эгина).