Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Старая структура и некачественные изменения

В Министерстве образования и науки сворачивают реформы, которые поддерживались европейскими партнерами
26 ноября, 2020 - 19:21

В то время когда правительство откладывает в очередной раз повышение зарплаты учителям, когда подготовка к «Новой украинской школе» в старших классах даже не начиналась, когда ЕС уже дважды жаловался на свертывание реформ и увольнение из структуры ведомства специалистов, отобранных на конкурсной основе тем же Евросоюзом, что делает руководитель МОН? Заявляет, что в стенах ведомства решили начать дискуссию о целесообразности старта обучения с пяти лет.

«Для меня очень важно мнение каждого гражданина относительно организации 12-летнего школьного обучения начиная с пяти лет. Сознательно начал общественный диалог на эту тему. В случае поддержки предусмотрена разработка соответствующих возрасту детей образовательных и учебных программ. Ключевых аргументов к изменениям несколько — преемственность дошкольного и начального звеньев образования, чем раньше начинается освоение ребенком полезных навыков, развитие способностей, тем успешнее ребенок становится во взрослой жизни ... Этот вопрос мы обсуждаем с участием родителей, педагогов, психологов, педиатров», — написал в своем Telegram-канале и.о. министра образования и науки Сергей Шкарлет.

Кажется, руководитель министерства давно видел вживую пятилетнего ребенка. В пять лет большинство детей не готовы к школе ни физически, ни психологически. Или же первый год обучения должен быть максимально похож на график, расписание, режим дня и нагрузку, как в детском саду. Тогда зачем что-то менять, если даже школы не смогут обеспечить пятилеткам необходимые помещения, а МОН вряд ли быстро и качественно подготовит необходимые программы?

Скорее всего, разговоры о пятилетке или переходе на 10-летнее обучение, тоже звучащие в МОН, это ширма, чтобы общество не интересовалось тем, что происходит в министерстве. Во-первых, отсюда увольняются эксперты директоратов, которые создавались специально для реформ во всех звеньях образования. ЕС способствовал не только отбору кадров, но и платил этим специалистам высокие зарплаты. Как комментировала «Дню» ранее соучредитель общественных организаций «Родительский контроль» и «СМАРТ ОБРАЗОВАНИЕ» Оксана Макаренко, Шкарлет выживает из министерства прогрессивных людей, которые были набраны в директората за средства европейских партнеров: «Чтобы реформа двигалась, недостаточно принять закон или концепцию, нужно, чтобы внутри системы были люди, которые двигают эту реформу вперед».

Без специалистов нет основания говорить о качественных изменениях. Вместо этого МОН согласовывает у Минфина новое штатное расписание, где у Шкарлета появляется девятый зам. Правда, после обнародования этого приказа в соцсетях МОН подготовило новый документ о сохранении нынешнего руководящего состава.

О сворачивании реформ заявляют и те, кто ушел с высоких должностей в министерстве. «Вместо директората высшего образования и образования взрослых (в котором сегодня насчитывается 15 экспертов) планируется создать одну экспертную группу по вопросам высшего образования из руководителя и четырех экспертов. Так же директораты профессиональной и школьного образования будут сокращены до небольших экспертных групп. Из нововведений — планируется создать отдельную экспертную группу по профессиональному предвысшему образованию, — прокомментировала бывший государственный эксперт директората высшего образования Елена ПАНИЧ. — Собственно, на практике такие изменения означают одно: возвращение к старой структуре министерства ... Это серьезное нивелирование результатов реформы государственной службы. Думаю, что это также проявление пренебрежения к Евросоюзу, который все время поддерживал эту реформу».

Экс-советник министра образования и науки Иванна КОБЕРНИК сравнивает все эти процессы в МОН с временами бывшего руководителя Дмитрия Табачника: «И главная цель — поувольнять неугодных, избавиться от людей с собственной позицией и смелостью противоречить идеям наподобие 10-летки или отмены ВНО».

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ