Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Страсти по Матфею» в отсутствии Виктора Иконника

29 февраля, 2000 - 00:00

В субботу в Доме органной и камерной музыки состоялось исполнение одного из самых знаменитых монументальных полотен в истории мировой музыки «Страстей по Матфею» И. С. Баха. Исполнение было посвящено памяти Виктора Иконника, основателя и руководителя Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского. Премьеру готовил сам Виктор Михайлович, 70-летний юбилей которого отмечался совсем недавно, в конце прошлого года. Свою последнюю работу выдающийся украинский дирижер так и не увидел. Ансамбль им. Б. Лятошинского исполнил «Страсти по Матфею» под руководством жены Виктора Иконника, Валентины Захарченко. Баховский шедевр не звучал в Киеве, наверное, не один десяток лет. «Поднять» эту сложную партитуру на должном уровне совсем непросто и в плане чисто музыкальном, и с точки зрения донесения до публики духовного смысла сочинения. Что ни говори, а традиция исполнения западной церковной музыки как произведения, предназначенного для богослужений и потому обладающего особым сакральным содержанием, у нас отсутствует. Сказываются годы государственного принудительного атеизма и чужая нам церковная традиция. Но сам факт попытки взяться за эту партитуру — уже отраден. Конечно, столь масштабное полотно (около четырех часов чистой музыки) современному слушателю воспринять непросто, и поэтому в нынешнем исполнении не обошлось без некоторых купюр. Хотя они порой выглядели не совсем оправданно. Акцент на музыкальной части явно преобладал над архитектонической и богословско-литургической составляющей произведения. Но это даже нельзя назвать недостатком исполнения, это на нынешнем этапе просто принцип видения и интерпретации западной церковной музыки. Очень неплохо звучали солисты, среди них прежде всего хотелось выделить стержневую партию Евангелиста, прекрасно (и в музыкальном, и в духовном смысле) исполненную Владимиром Тутченко. И, конечно, было хорошо то, что произведение прозвучало в обстановке, приближенной к идеальной, то есть в храме.

Ольга ЗОСИМ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ