Свободной, скользящей камере Калюты были в равной степени
подвластны глубокая психологичность крупных, портретных планов и философская
мощь бескрайних пейзажей, среди которых вершатся человеческие жизни. Показанную
на вечере знаменитую сцену танца из «Белой птицы с черной отметиной» точнее
было бы назвать танцем троих — герои совсем юных Богдана Ступки и Ларисы
Кадочниковой сливаются в вихре самозабвенной пляски, а темпераментная и
одновременно профессиональная камера Калюты окружает влюбленных кольцом
своей невидимой страсти. Сам Калюта был под стать своему искусству, живой
и неугомонный, откровенный и бескомпромиссный — чуть ли не до последнего
дня появлялся на людях, работал в жюри кинофестиваля «Молодость»…
Не хочется во всем видеть знаки судьбы, некие знамения,
переломы времен. Но, похоже, с уходом Калюты действительно отошла целая
эпоха; и все, от знаменитых режиссеров до безвестных кинофанатов, сидевших
в Красном зале и смотревших отрывки из великолепных фильмов, снятых камерой
«Вили», ощущали это. Придет еще много людей, могущих поднять украинское
кино до мировых высот, с детской любовью к жизни и к своему ремеслу — а
таких уже не будет. Однако и того, что после него осталось, хватит на много
весен вперед.