Насколько в Киеве сегодня безопасно жить и работать? Этот вопрос вчера обсуждался в общественной организации — Киевском городском совете профсоюзов. Речь шла об охране труда в столице, обеспечении в ней безопасной жизнедеятельности. Впервые к разговору на эту тему пригласили не только представителей горадминистрации и работодателей, но и экологов. Последние смогли расширить представление присутствующих о рисках для жизни и здоровья людей в крупном городе.
За минувшие три года число травм в Киеве выросло вдвое. Однако есть мнение, что этот рост вызван лишь регистрацией даже незначительных травмирований на предприятиях, что делалось ради профилактики этого явления. За 2003 год на производствах Киева поранились около тысячи человек, из них 120 расплатились за собственную или чужую небрежность жизнью. За этот год погибших на месте работы меньше — около семидесяти человек. Однако вне производства травмирование оборвало в текущем году три тысячи жизней киевлян, а в целом по городу зафиксировано 200 тысяч пострадавших от травм. Оказалось, что больше всего в Украине рискуют те, кто работает в агропромышленном комплексе. Там больше всего встречается некачественной и устаревшей техники и больше всего «незнаек» по технике безопасности. Даже у шахтеров несчастные случаи встречаются значительно реже, чем у сельскохозяйственных рабочих.
В Киеве больше всего травм со смертельным исходом у строителей и тех, кто работает на предприятиях, изготавливающих строительные материалы. В нынешнем году по Киеву на производстве было зарегистрировано 56 случаев, из которых 23 — это строители. Они падали с высоты или им на голову сваливались какие-либо предметы. В одних случаях — работа без страховки, в других — не были обеспечены заграждения. В целом по Киеву занимаются строительством около двухсот всевозможных предприятий, на которых работает масса людей, приехавших в столицу за заработком и не имеющих достаточного опыта и квалификации в строительной области. Недавно было закрыто девять стройплощадок как не соответствующих нормальным условиям труда. Опасность могут нести некачественно собранные и устаревшие краны, нарушение других норм по охране труда строителей.
Как ни странно, но довольно опасной для жизни людей оказалась и социально-культурная сфера. Это дорожно-транспортные происшествия во время командировок и беспечность на казалось бы безопасном рабочем месте. Если говорить о происшествиях на рабочем месте, то по статистике 50% несчастных случаев произошло на предприятиях с коллективной формой собственности. Большинство людей, получивших в минувшем году травмы, — это те, кому 40— 50 лет. Согласно статистике, травмирование в 40 случаях из ста происходило с восьми до одиннадцати часов утра.
В этом году было обследовано шесть тысяч киевлян на профзаболевания, изучены условия их работы. В результате было найдено 70 тысяч нарушений, девять предприятий закрыли. Новшеством следующего года для улучшения условий труда киевлян должен стать запланированный конкурс «Лучшее предприятие по охране труда», на что местные власти, работодатели и профсоюзы готовы выделить 22 тысячи гривен.
Интересно, что проверки в плане экологии (а именно по загрязнению атмосферы и воды) за 2003 год выявили пять тысяч нарушений, зафиксированных на двух тысячах проверяемых предприятий. Отходы от автотранспорта составляют 80% других источников загрязнения столичной атмосферы и равняются более чем 157 тысячам тонн за минувший год. Нет сегодня и финансовой возможности реконструировать хранилище ядохимикатов, необходимых для «Зеленстроя» столицы. Экологи же занялись изучением медицинского оборудования, при работе которого возможно радиоактивное излучение. Уже на контроле 100 лечебных учреждений. Довольно часто проблемы возникают в связи с использованием непригодной или несертифицированной техники, которая чаще всего встречается в случае предоставления частных медицинских услуг.
КСТАТИ
Вчера утром на строительной площадке Шевченковского района столицы, как сообщает Интерфакс-Украина, упал гусеничный кран. Люди не пострадали, однако в результате аварии были повреждены две легковые машины. Из-за обрыва направляющих тросов под воздействием тяжести произошел перелом стрелы, которая упала на гараж возле стройплощадки по улице Речная, 4. Теперь специальная комиссия в деталях разбирается с причиной аварии, а также устанавливает, проходил ли кран испытания в положенные сроки.