Павел Маков считается лучшим графиком Украины. Не потому, что кто-то когда-то дал ему это звание. А потому, что об этом шепталась творческая богема на открытии новой выставки художника «Сады и парки Восточной Украины и Крыма» в «Я галереи». Харьковский художник родился в Санкт-Петербурге, окончил Крымское художественное училище в Симферополе, Санкт-Петербургскую академию искусств и факультет графики Харьковского художественно-промышленного института. Член Королевского общества живописцев и графиков Великобритании и член-корреспондент Академии искусств Украины, Павел Маков сегодня один из самых известных украинских художников на Западе. Его индивидуальные выставки проходили в Эстонии, Чехии, Норвегии, Дании, а работы художника входят в состав публичных коллекций лучших музеев мира — Музея Виктории и Альберта в Лондоне, Коркоранской художественной галереи в Вашингтоне, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Третьяковской галереи в Москве, а также Государственного музея украинского искусства в Киеве.
Павел Маков известен, прежде всего, как мастер офорта — технологически очень непростой, специфической художественной техники, разновидности гравюры, которую в свое время активно использовал Рембрандт. Несмотря на то, что Павла Макова считают творцом элитарного офорта, самого мастера интересуют противоположные вещи.
— Ему интересны не знаки престижа, а культура низовая, бытовая, аутсайдерская. Объектом изучения Павла Макова является ландшафт города и документы мечтателей, строивших Харьков, — считает искусствовед Екатерина Загорская. Свидетельство этих интересов автора — то, что в основе «Садов и парков...» скрыта, предоставленная харьковскими инженерами схема телефонных коммуникаций, которые залегли под самой большой площадью Европы — харьковской площадью Свободы. Эта схема легла в основу представленных работ.
«Сады и парки...» состоят исключительно из новых работ художника, созданных в 2007 и 2008 годах. Сам художник считает серии работ, начиная с 2006 года («Сад», презентованный в Музее русского искусства в Киеве; «Сады», презентованные в Чешском музее изящных искусств в Праге), новым этапом своего творчества.
Свой предыдущий грандиозный проект «UtopiA» (выполненный также в технике офорта) он создавал на протяжении 1997—2004 годов. Об «Утопии» художник говорил:
— Моя трактовка слова «утопия» отличается от классического понимания этого термина как некоего невозможного будущего. На самом деле я воспринимаю утопию как то, что у нас действительно есть, как нынешнее. Реальнее утопии у нас ничего нет.
Вспоминая предыдущие проекты художника, искусствовед Екатерина Загорская анализирует:
— Ново и то, что в этот раз Маков взял курс на конкретику и конкретизацию. Каждый изображенный объект — хорошо узнаваем, существует здесь и сейчас и не зависит от авторского или зрительского воображения.
Хотя Маков не отказывается от взлелеянной им темы садов, он, во всяком случае, на некоторое время, лишает их бывшей метафоричности. Меняется не предмет, а взгляд: на первый план выходит ничем и никем не прикрашенная реальность.
Но, как ни парадоксально, это не свидетельствует о том, что с поисками и исследованиями Утопии покончено. Теперь реальность определяется Маковым как одно из возможных ее лиц. Доведенная до своих пределов реальность со всей грязью и, в то же время, восхищением собственными мусорными свалками, превращается в пустую метафору. Утопия теперь интересует художника как проекция настоящих человеческих мечтаний.
Именно суть человеческих мечтаний — один из главных объектов внимания Павла Макова. По мнению художника, люди не прекратили мечтать. Но изменилось то, о чем они мечтают, изменился характер, сущность, масштабы, смысл и пути воплощения их мечтаний.
— Именно поэтому с помощью «Садов и парков...» Павел Маков ставит достаточно простой, но суровый диагноз: мечты людей как-то незаметно стали похожи на опустошение, — резюмирует Екатерина Загорская.