Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сюрпризы от Канчели

«В гостях у посла Грузии» — так отныне называются вечера, «прописавшиеся» в резиденции по адресу: бульвар Шевченко, 25
16 февраля, 1996 - 19:42

Для официального новоселья роскошного после ремонта здания Посольства Грузии в Украине и старта первого дипсалона Григол Катамадзе пригласил друзей, коллег-дипломатов, бизнесменов, деятелей науки и культуры, пообещав, что отныне все грузинские коллективы, гастролирующие в нашей стране, будут выступать в этом зале. А первым его гостем стал знаменитый грузинский композитор Гия Канчели. Маэстро подготовил несколько приятных сюрпризов: впервые сам вел вечер и аккомпанировал на рояле.

— С Украиной меня многое связывает, — сказал Г. Канчели. — Во время Второй мировой войны мой отец (врач по специальности) ушел на фронт. Он служил начальником госпиталя сначала в Москве, а затем под Харьковом. Кстати, туда переехала наша семья, и я несколько месяцев ходил в украинскую школу. Те детские впечатления остались на всю жизнь... С молодости мы дружим с замечательным киевским композитором Валентином Сильвестровым. В вашей столице прошел наш с женой медовый месяц. Мы расписались забавно: в один день, мой друг Роберт Стуруа (легендарный режиссер. — Т. П.) со своей супругой, я — со своей, и улетели в Киев. Это было наше свадебное путешествие. Почему Киев? Очень просто. Нам посодействовали в том, чтобы снять номера в гостинице. В то время в свадебное путешествие, по крайней мере, из Грузии, летели только туда, где был шанс получить номер в гостинице. Странно, наверное, слышать, но просто прийти в гостиницу и снять номер было невозможно. Все происходило по звонкам и по блату (это был 1967 год), как в фильме «Мимино». В Киеве жила и работала Елена Стуруа, сестра Роберта. Она была замужем за директором оперного театра Борисом Григорьевичем Пономаренко. Он нам помог с номерами в гостинице, а потом перезвонил директору Одесского оперного театр, посодействовал с гостиницей в Южной Пальмире... А в 1980-х годах в Киеве произошла встреча с дирижером Романом Кофманом (ныне это маэстро с мировой славой) и с тех пор он исполняет мои сочинения.

На вечере присутствует еще один мой друг — киевлянин Роман Балаян. Мы с женой все его фильмы пересмотрели и, по-моему, сегодня знаем творчество этого прекрасного кинорежиссера уже лучше, чем он сам и кинокритики... Так как сегодня у нас камерный вечер, то прозвучат небольшие произведения. Я их называю «фитюльки», а те, кто хочет послушать мою серьезную музыку, — приглашаю в Национальную филармонию, где вместе с Киевским камерным оркестром под управлением Р. Кофмана будет исполнено «Ex contrarion» для двух скрипок (солисты — Гидон Кремер и Мирослава Которович).

Предваряя выступления баяниста Романа Юсипея и скрипачки Мирославы Котрович, Гия Канчели напомнил гостям вечера забавную историю рождения мелодии к фильму «Кин-дза-дза» Данелии. В ленте звучит знаменитое «Ку», которое исполняют инопланетяне Уэф и Би (их роли сыграли Леонов и Яковлев). Режиссер потребовал, чтобы мелодия была «очень примитивной и противной», нещадно бракуя все написанное Гией Александровичем, а затем заставил композитора поскрести по стеклу бритвой — именно эта запись вошла в фильм. Кстати, ныне в Венской опере поставлен балет (музыку записал оркестр театра, а 60 хористов(!) спели легендарное «Ку» — эта запись хранится у Канчели как сувенир). Маэстро рассказал, когда Гидон Кремер выступал в Большом зале консерватории в Москве, то Данелия заявил, что является соавтором текста, и на концерте было объявлено: «Музыка — Канчели, слова — Данелии». А в Тбилиси свои авторские права заявил и сценарист фильма «Кин-дза-дза» Реваз Габриадзе: «Одна буква моя, а вторая — Георгия Данелии!».

Роман Юсипей специально сделал переложение для баяна этой популярной мелодии, которую одобрил автор, заметив, что слушали его «опус» очень серьезно. А затем прозвучала «Фитюлька №2» — «С улыбкой к Славе» для рояля и виолончели, написанная к юбилею Ростроповича (солировала виолончелистка Гиэдре Дирванаускайте, а аккомпанировал сам Гия Александрович). Настоящим подарком меломанам стало выступление скрипача Гидона Кремера, который исполнил вместе с Гиэдре Дирванаускайте произведения легендарных киевлян — Сильвестрова и Глиера (фотокоров и телеоператоров попросили выключить свои камеры, чтобы не сбивали музыкантов с ритма), а на бис прозвучала небольшая пьеса, специально написанная для Кремера («Рэг-Гидон-тайм» — в ее основу легла музыка к легендарному спектаклю, поставленному Робертом Стуруа в Тбилисском театре им. Шота Руставели, шекспировскому «Ричарду III»).

На память о вечере гости получили еще один подарок — книгу «Гия Канчели в диалогах», о которой многие поклонники творчества композитора слышали. Беседы с маэстро записала известный музыковед Наталья Зейфас. В книгу вошли воспоминания Гии Александровича о детстве и юности, размышления о шкале ценностей, рассказы о его процессе творчества, сочинениях, друзьях и недругах. Кстати, чтобы получить автограф, выстроилась длинная очередь, и каждому автор написал очень теплые слова...

КОММЕНТАРИИ

Леся ОЛИЙНЫК, музыковед, секретарь правления Национального союза композиторов Украины:

— Когда слушаешь музыку Гии Канчели, то кажется, что он вырос в Украине. Даже программа авторского вечера символичная и знаковая: музыка Сильвестрова (друг и коллега Канчели, гениальный современный композитор) и Глиэра (один из основоположников украинской школы). Мы услышали не автора симфонических и камерных произведений, которые принесли мировую славу маэстро, — прозвучали изысканные сочинения композитора. Музыка пронзительно-лирическая, щемящая, добрая и с тонким юмором. Я бы назвала эти сочинения «рококо ХХI столетия». Настолько нам сегодня нужна филигранность музыкальной мысли, интеллигентность, искрометность. В ней есть интонации Грузии и самобытность композитора европейского и мирового масштаба! Такая музыка объединяет сердца людей.

Остап СТУПКА, актер Театра им. И. Франко:

— Чудесный вечер! Я пытаюсь не пропускать концерты, где звучат произведения Канчели. Мне посчастливилось работать с Гией Александровичем, когда в нашем театре он вместе с режиссером Робертом Стуруа ставил «Царя Эдипа» Софокла. Общение и работа с такими мастерами — настоящий подарок судьбы. Вспоминаю, как на репетициях Канчели был собран и строг. Он музыкой делал акценты не только на каждой сцене, а на каждом слове! Если, например, звукорежиссер опаздывал даже на одну секунду, то маэстро останавливал репетицию. Канчели в работе очень придирчивый, и я считаю, что это правильно. Если не выполняли его заданий или замечаний, то он с улыбкой просил повторить еще раз. Канчели никого не обижал, но умел настоять на своем, добиться высокого профессионализма от всех занятых в постановке.

Роман КОФМАН, худрук Киевского камерного оркестра:

— Меломаны знают Канчели как композитора-философа, а здесь он показал себя с другой стороны: лиричный, ироничный, с тонким чувством юмора. В филармонии мы впервые исполним «Ex contrarion» для двух скрипок (солисты — Гидон Кремер и Мирослава Которович). Это сочинение композитор написал четыре года назад, его записали другие оркестры, но в таком составе, как в Киеве, — это дебют в Украине. Гия Александрович, с одной стороны, узнаваем с первой ноты, а с другой — очень разный. Это признак очень высокого мастерства, внутренней гармонии и огромного разнообразия, чувства меры, вкуса. Я люблю музыку Канчели и с удовольствием ее исполняю. Мы познакомились с Гией Александровичем лет тридцать назад. Я выбрал его пьесу «Ларго» для струнных для исполнения на Всеукраинском смотре студенческих оркестров, не зная, что когда-нибудь лично познакомлюсь с автором. По условию соревнования нужно было сыграть пьесу современного советского композитора (это были 1980—1981 гг.). А в Киеве на гастроли приехал Тбилисский театр им. Ш. Руставели. Я случайно узнал, что вместе со Стуруа приехал и Канчели. Позвонил Гие Александровичу в гостиницу и пригласил на репетицию в Большой зал консерватории. Он пришел, послушал, дал несколько «цэу» и, в общем, остался очень довольным. Именно с тех пор мы стараемся не терять друг друга из виду, общаемся, дружим.

Григол КАТАМАДЗЕ, посол Грузии в Украине:

— Мы постараемся проводить вечера в посольстве регулярно, а еще готовить совместные украинско-грузинские проекты. В марте — апреле представим сто работ украинских художников ХХ столетия в Тбилиси. Уже ездили специалисты, чтобы посмотреть помещение для экспозиции. А осенью в Киев привезем работы Пиросмани, Какабадзе (под условным названием «Парижские грузины»). А на одном из ближайших вечеров хотим представить мастерство танцоров Национального балета Грузии под руководством Нино Сухишвили. Их гастроли пройдут 26 и 27 февраля во Дворце «Украина». У нас в посольстве сто танцоров не поместятся, поэтому думаем, в какой форме провести концерт, но он обязательно состоится. Есть у нас планы пригласить к себе «на огонек» знаменитую джазовую певицу и композитора Нино Катамадзе (13 марта она выступит в МЦКИ — бывшем Октябрьском дворце). У нас есть много творческих идей, надеюсь, что вечера в посольстве понравятся гостям, и их в дальнейшем будут ждать с нетерпением.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ