В декабре 2003-го Лариса Зиновьевна Роднянская была гостем «Дня» (см. № 226 за прошлый год. — Ред. ). Она любила нашу газету, а мы — ее. Это, не первое, интервью «Дню» было примечательно тем, что незадолго до него Лариса Зиновьевна вернулась к активной работе после продолжительной болезни. Она боролась с ней так же энергично, как преодолевала любые трудности — жизненные и творческие, упорно идя к поставленной цели и добиваясь успехов. Увы, болезнь ей преодолеть не удалось... Но эти месяцы, недели, наполненные скрываемой от всех болью и при этом насыщенные работой буквально до последних дней, — урок человеческой и творческой силы и красоты, которых Лариса Зиновьевна преподала нам немало.
Во время упомянутого интервью бессменный руководитель студии «Контакт» рассказывала нам о своих многочисленных планах. Среди них упоминала цикл из девяти фильмов, в который должны были войти картины о Сергее Бондарчуке, Леониде Быкове, Иване Кавалеридзе, Александре Ханжонкове, Леониде Осыке, Стефане Турчаке; проект «Песни на все времена» и многое другое. Многое из запланированного было сделано. Часть, будем надеяться, еще сделают коллеги и друзья, которые сегодня говорят о Ларисе Зиновьевне.
Тимур ЗАЛАЕВ, кинодраматург, режиссер:
— В страшный период, когда кино «завалилось», когда все опустили руки, а государство вообще отвернулось от кино, Ляля создала студию «Контакт». В «Контакт» пришли настоящие мастера. Я уже не говорю о том, что она никому не позволила остаться без работы, и мы все там трудились. За эти годы она сумела создать целый ряд потрясающих фильмов. Она была главным редактором, продюсером, директором студии, руководила непросто, но была мозгом, сердцем и душой «Контакта». Это, в общем-то, был подвиг. Я убежден, что придет время, когда в Украине поймут, что она создала украинский кинематограф. Самые талантливые люди работали у нее. Страшно, если без нее все остановится. Потому что собранные Лялей люди очень многое еще могут создать.
Кроме того, она была человеком поразительной души. Она обладала очень хорошим вкусом и все понимала в кино, доминировала и была самой главной. Но все это воспринимали абсолютно нормально и радостно, потому что понимали, что пока она есть — у всех будет работа. Она никогда не говорила — снять «что-то». Если даже заказчик просил простую картину, она отвечала, что у «Контакта» есть определенная планка, ниже которой работать нельзя. И не надо оправдываться тем, что заказчик «глупый», — надо сделать ему первоклассную картину. Ее девизом всегда было: «Картина должна быть великолепной. Что бы ни происходило». И, как правило, она всегда побеждала.
Анатолий БОРСЮК, режиссер, телеведущий:
— Очень сложно сейчас подобрать слова и сформулировать, что же я потерял. У меня нет ощущения потери, потому что умом я пока не очень понимаю, что ее нет. Для меня она еще жива. Но когда я пойму, что ее действительно нет и уже не будет, то тогда начну ощущать размер той бреши, которая образовалась в моей жизни. Хочу я или нет, но часть моей жизни — это Ляля. Вместе с ней мы создали «Монологи», «Ночной разговор с женщиной», «Криминальные истории». Требуется время для того, чтобы определить размер этого бедствия.
Конечно, она была из редких людей. Может быть, для многих она была не очень удобным человеком. Многие ее качества как добавляли друзей, так и лишали ее возможности иметь друзей еще больше. Она была очень прямым человеком. Все, что думала, то и говорила. Из-за этого с ней часто спорили, но она не боялась последствий.
Она была замечательным другом. Я всегда думал: у меня уже приближается старческий возраст, и скоро, возможно, возникнут связанные с этим проблемы. Кому в таком случае я позвоню с просьбой о помощи? Первой на ум всегда приходила Ляля. В ее окружении не было ни одного человека, который бы не имел удовольствия ощутить на себе ее совершенно бескорыстную помощь и поддержку. Не мать Тереза с ее внешним спокойствием — это был вулкан, который дарил тепло, но и мог сжечь совершенно. Замечательная мать и бабушка, каких надо еще поискать. Все остальное меркло перед этими качествами. Не было такой вещи, которой она бы не пожертвовала ради семьи и близких. Таких людей, как Ляля, всегда было очень мало.
Виктор ШКУРИН, режиссер:
— Она всегда была женщиной-вулканом. До последних дней она оставалась невероятно красивой и умной. Я был в отпуске и позвонил ей на выходные — спросить о ее самочувствии. Она коротко рассказала и тут же переключилась на работу. Судя по тону, я понимал, что этот человек умирать не собирался. Кажется, случившееся — какая-то ошибка. Мы договорились с ней встретиться во вторник (сегодня. — В.Д. ), но этот телефонный разговор стал последним. Но в памяти осталось много другого. Она — человек невероятной доброты. Она могла кричать, шуметь, но никогда не оставалась равнодушной к чужому горю и боли. Это все и всегда знали. Она заботилась обо всех.
Когда говорят, что незаменимых людей нет, то я считаю, что это не о Ларисе Зиновьевне Роднянской. Студия «Контакт» — это ее нервы, ее кровь. Она бурлила в этой деятельности. Я помню празднование ее юбилея, когда Леша (Александр Роднянский. — Ред. ) говорил, что давно предлагал маме воспитывать внуков, но она ответила, что не может жить без кино, и это действительно так. Она девчонкой пришла в кино, и это была ее стихия. Она прекрасно разбиралась в истории кино. Она ее создавала, творила и фиксировала вместе с нами. Я еще не могу поверить, что ее нет. Мне кажется, что послезавтра мы еще увидимся и будем разговаривать «на повышенных тонах». Но разговор закончится мирно, и она скажет: «Не стоит жертвовать жизнью ради кино». Однако сама она это сделала.
Владлен КУЗНЕЦОВ, кинодраматург, секретарь Союза кинематографистов:
— Это огромная потеря для сообщества кинематографистов, потому что у нас по-настоящему мало людей, которые сердцем и разумом ощущают все те боли и невзгоды, которые сейчас происходят с кино в Украине, и пытаются делом исправить положение. Особенно в документальном кино, которому я посвятил свою жизнь.
Я знаю Лялю с 1955 года, когда она была еще совсем молодой. Все то, что проявлялось в Ляле, основывалось на невероятно развитом чувстве материнства (которое, в некотором роде, связано с деспотизмом). Именно это чувство дало ей возможность поставить на ноги Лешу, когда ушел из жизни его отец. Она осталась одна в то время, когда положение было действительно трудным. Позже Леша с лихвой вернул ей долг, а это значит, что она его правильно воспитала. Позже этот «синдром материнства» стал причиной того, что для нее стали родными: «Контакт», каждый режиссер, каждый документальный фильм и все документальное кино, которое она стремилась поднять как мать. Люди не всегда это понимали, потому что материнская опека не всегда кажется правильной. Когда дети вырастают, то они говорят: «Мама, не вмешивайся. Мы сами знаем, как нам поступить». Но ее невозможно было изменить. Она с первой и до последней минуты оставалась «мамой». Вся ее работа вкладывается в слово «мама». Реальная мама — со своими позитивами и слабостями. Она была мамой, на которую всегда можно было положиться и которая готова была, что бы ни случилось, помочь. Она в любом случае поступала так, как поступает мать по отношению к своему любимому чаду. А чадами у нее были все кинематографисты Украины.
Олег ФИАЛКО, кинорежиссер:
— Лариса Роднянская была киношницей «до мозга костей». Одним из самых любимых ее фильмов был «Список Шиндлера». Герой этого фильма спасал простых людей, а она спасла от голодной смерти десятки киношников, организовав свою студию, обеспечив работой талантливых людей разных поколений. Не говоря уже о том, что нескольких человек она спасала от смерти в буквальном смысле, когда они были в очень тяжелом положении.
У нее было два полюса — она либо любила, либо ненавидела. Но если она с кем-то конфликтовала, то обычно быстро отходила, и примирение носило удивительно дружеский и милосердный характер. Она была очень щедрым человеком. Она стойко держала первый удар, но никогда не позволяла себе получить второй. И благодаря совокупности этих качеств она действительно была очень яркой личностью.
Николай МАЩЕНКО, кинорежиссер:
— Это на самом деле крупная личность в украинском кинематографе. Поистине красивая и мудрая женщина. Всегда улыбчивая. С любовью к людям жила и, надеюсь, останется в памяти пока люди, которые ее знали, живут на этом свете. Десятки лет я говорил ей при встрече: «Дорогая Ларочка, здравствуй», и никогда не думал, что наступит такая большая беда сказать ей последнее «прощай».
P.S. Смерть Ларисы Зиновьевны Роднянской — это и наша личная утрата. Журналисты «Дня» скорбят вместе с родными и близкими Ларисы Зиновьевны и выражают им свои искренние соболезнования.