Автор-cоставитель научного издания — заместитель генерального директора Национального музея во Львове им. Андрея Шептицкого Оксана Била.
В каталог вошли 329 фоторабот Ивана Труша, и это — произведения из сборника Национального музея во Львове, полотна из фондовых сборников девяти других музеев Украины и из более чем двадцати частных коллекций, владельцы которых предоставляли работы художника для экспонирования в НМЛ.
Иван Иванович Труш (17 января 1869 — 22 марта 1941) — украинский живописец-импрессионист, пейзажист и портретист, художественный критик и организатор художественной жизни в Галичине. Мастера называли поэтом цвета и солнца. Много путешествовал — посетил Крым, Египет, Святую Землю, страны Европы, что нашло отражение в его полотнах. Возрождал галицкую живопись. Оставил после себя более шести тысяч произведений.
Издание «Відомий і невідомий Труш» состоит из трех частей: «Ретроспектива», «З мандрів», «Постаті». По словам Оксаны Билой, которая изучала жизнь и творчество Труша более двадцати лет, она ставила себе цель рассмотреть достояние художника как яркий художественный феномен и в то же время сосредоточить внимание на работе Ивана Труша над отдельными программными сюжетами, к которым он обычно возвращался на протяжении длительного времени. «Впервые в таком разрезе представлены как хрестоматийные полотна, так и малоизвестные и совсем не известные работы Ивана Труша, — говорит Оксана Била. — Тайны творческой лаборатории художника раскрывают фрагменты его писем к жене Ариадне, личные размышления на художественные темы, а также высказывания тогдашних критиков и искусствоведов».
Альбом-каталог «Відомий і невідомий Труш» торжественно, как знаменательное событие, представили в Национальном музее во Львове. Поздравить Оксану Билу с завершением работы пришли коллеги из НМЛ и других музейных учреждений, а также — ученые, профессора Академии искусств.
«Это издание мы ждали давно, и главное, что оно уже есть, — отметил на презентации альбома-каталога директор НМЛ Игорь Кожан. — О Труше мы не забываем, мы с ним работаем. Мы с ним живем, с ним будут жить и работать наши дети и внуки. Потому что Труш, как и искусство, — понятие вечное».