В этом году студенческие аудитории Украины приняли около шестисот тысяч студентов. Эти числом определяется количество пролицензированных мест в вузах страны, гарантирующих получение настоящего диплома государственного образца в учебных заведениях. Стать «нелегальным» студентом можно и в государственном вузе, если только этот вуз не имеет специальной лицензии на обучение по избранной специальности. Оказывается лицензий у учебных заведений должно быть много. Первая — на само право открытия вуза, а потом еще ровно столько, сколько специальностей предлагается на выбор абитуриентам. Когда вуз получил разрешение обучать студентов, то после выпуска первых специалистов государство проверяет еще и качество профессиональной подготовки выпускников, и если это качество достаточное, то вуз еще получает и соответствующую аккредитацию, сертификат на выдачу государственного диплома. Эта аккредитация также, как и лицензия, касается как вуза в целом, так и каждой специальности, по которой он собирается готовить профессионалов. К сожалению, далеко не каждый абитуриент знает о том, что имеет право поинтересоваться такими документами.
Недавно правительство Украины утвердило новый порядок лицензирования услуг в сфере образования и разработало положение о Государственной аккредитациононной комиссии. Сейчас Министерство образования и науки детально продумывает условия предоставления образовательных услуг и систему контроля за соблюдением этих лицензионных условий. Раньше выдачей лицензий занимались экспертные советы. Создавались они в конкретных вузах, которые по данной специальности считались базовыми. Теперь же все полномочия по лицензированию учебных заведений переходят к Министерству образования, система же получения разрешения на предоставления услуг в образовании значительно усложняется, так как в ней будет участвовать большее количество людей. Не создаст ли такой подход ненужные дополнительные препятствия в развитии нашего образования и для чего собственно нужны дополнительные бюрократические процедуры? С этим вопросом «День» обратился к начальнику Управления лицензирования, аккредитации и нострификации МОН Украины Владимиру ДОМНИЧУ.
— Это необходимо сделать для того, чтобы оградить наших граждан от получения некачественного образования. Сегодня все учебные заведения стремятся к тому, чтобы заработать побольше денег. Это касается как частных, так и государственных, в которых предусматриваются платные услуги. Многие вузы стали открывать свои филиалы и далеко не всегда деятельность последних лицензирована. Особенно привлекательным оказался Крым. Там можно встретить даже учебные заведения иностранных государств, которые не имеют соответствующих документов, легализирующих их деятельность. Всего за этот год из-за несоответствия качества образовательных услуг стандартам, принятым в Украине, были закрыты 22 учебных заведения. Новый порядок получения лицензий учебными заведениями хоть и усложняет жизнь в нашем образовании, но зато делает ее более прозрачной и демократичной. Раньше базовый вуз был заинтересован не допустить на рынок конкурента и мог воспользоваться своим правом повлиять на выдачу лицензии соседям, которые решили открыть у себя новые специальности. Теперь такой произвол будет исключен, потому что экспертная комиссия будет назначаться из представителей различных вузов, которые территориально не будут заинтересованы в таких потенциальных студентах. Затем лицензионное дело должен будет рассмотреть Экспертный совет, а потом и Государственная аккредационная комиссия.
— По каким критериям можно отличить качественные образовательные услуги от некачественных?
— В высшем учебном заведении половина преподавателей должны быть штатными сотрудниками и лишь 50% могут составлять совместители. Это нужно для того, чтобы не нарушался учебный план и дисциплины вычитывались студентам без нарушения принципа доступности в преподнесении знаний, а не подстраивались под возможность приезда на периферию тех или иных преподавателей. А еще должен быть обеспечен качественный преподавательский состав, когда доктора наук должны составлять в штате не менее 10%. Такой строгий порядок лицензирования не коснется школ и дошкольных учреждений — ими будут заниматься соответствующие органы на местном уровне.
Еще бы я посоветовал при выборе учебного заведения интересоваться реальными результатами трудоустройства выпускников данного вуза. Во всем мире это самый яркий показатель престижности учебного заведения. У нас еще далеко не каждый выпускник школы задумывается о реализации своих возможностей после получения высшего образования, на первом месте почему-то оказывается сиюминутная престижность некоторых специальностей. Это и толкает учебные заведения к тому, чтобы открывать у себя побольше «модных» специальностей.