Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Третий «Контакт»: существование на грани

23 апреля, 2007 - 20:07
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ЛЮДИ С ЗЕМЛИ»

На прошлой неделе торжественной церемонией в кинотеатре «Жовтень» завершился III Украинский международный фестиваль документального кино «Контакт». Были объявлены победители и вручены призы. И уже это награждение в очередной раз продемонстрировало проблемы украинской кинематографии.

Собственно отечественные документалисты соревновались в обоих конкурсах фестиваля — как национальном, так и международном. Жюри национального конкурса в довольно авторитетном составе — режиссер Александр Рехвиашвили (Председатель жюри, Грузия), киновед Ольга Суркова (Нидерланды), режиссер Мурат Мамедов (Украина), режиссер и телепродюсер Михаил Павлов (Украина), кинокомпозитор Вадим Храпачев (Украина) — решило вообще не присуждать Гран- при. И это при том, что соревновались в целом 20 отечественных фильмов, из них три — полнометражные. Для других категорий, к счастью, нашлись достойные лауреаты. Так, специальными дипломами жюри были отмечены «Люди с земли» (реж. Юлия Лещинская), «Луковица» (реж. Денис Савицкий), «Приют» (режиссеры Ян Хряста, Сергей Гавришкевич). Особенно пронзительным вышел «Приют», в котором зафиксирован один день из жизни Гостомельского приюта для собак и котов. В свою очередь, призом (2000 долларов США и статуэткой) и дипломом жюри за лучший короткометражный фильм национального конкурса награждена «Спираль истории» молодого режиссера Максима Черныша — ироническое исследование проблемы проституции в Киеве. А призом (2000 долларов США и статуэткой) и дипломом жюри за лучший полнометражный фильм национальной конкурсной программы жюри отметило «Диссидентов» Александра Фролова и Виктора Шкурина. Цветная картина, снятая на студии «Контакт», является, по сути, частью документально- публицистического сериала, который рассказывает об украинских диссидентах и вообще о диссидентстве как историческом явлении 1960—80 х; своеобразной попыткой написать портрет целого поколения, которому выпала весьма непростая судьба.

Не менее солидный состав был у жюри международного конкурса: мэтр британской документалистики Пол Уотсон (Председатель жюри), журналист и телеведущий Анатолий Ерема (Украина), режиссеры Сергей Лозница (Украина), Йоганес Унгер (Германия), Илана Цур (Израиль). Им было из чего выбирать: должны были просмотреть 34 работы (16 полных и 18 коротких метров). Специальные дипломы отдали уже упомянутым «Диссидентам», иранской картине «Для свободы всегда поздно» (реж. Мердад Оскуэй), посвященной очень острым темам жизни Исламской республики, а также «Даже если бы она была преступницей» (реж. Жан Габриель Перйо, Франция) — тяжелой ленте о судьбе женщин, которых после освобождения Франции от фашистских захватчиков обвинили в связях с оккупантами.

Приз (2000 долларов США и статуэтку) и диплом жюри за лучший короткометражный фильм отдали «Марии» белоруса Виктора Аслюка — о нынешней жизни женщины, которую когда-то знал весь Советский Союз. Аналогичным призом и дипломом жюри за лучший полнометражный фильм отметили «Мост через Вади» Барака и Томера Хейманов (Израиль). Лента фиксирует зарождение, развитие и воплощение необычной, если не сказать — героической инициативы. В 2004 году арабские и еврейские родители решили организовать двуязычную начальную школу в поселке Кара в израильской долине Вади. Нетрудно представить, какие препятствия им пришлось преодолеть, тем более что школа под названием «Мост через Вади» расположена в арабской части долины. Сначала там могли учиться по 50 детей с каждой стороны. Интересно смотреть, какие усилия прилагают родители с обеих сторон, чтобы сосуществовать там мирно. И это приносит плоды: уже в следующем, 2005 году, в школу записалось вдвое больше учеников.

Наконец, Гран-при им. Ларисы Роднянской (5000 долларов США и статуэтку) и диплом за лучший фильм международной конкурсной программы получил норвежский полнометражный фильм «Терпение в сердцах» (режиссер Ойвинд Сандберг). Это очень трогательная лента о двух героях с умственными недостатками, которые хотят пожениться, создать семью. И, хотя они не всегда помнят, что нужно носить обручальное кольцо, все у них будет хорошо и будут жить они, судя по всему, долго и счастливо.

В целом, третий «Контакт» прошел достойно. Другое дело, что этому фестивалю — единственному, кстати, форуму неигрового кино на территории СНГ — приходится постоянно бороться за выживание, и с каждым годом эта борьба обостряется. Из-за позиции администрации Дома кино организаторы были вынуждены перенести фестиваль в не слишком для этого приспособленный конгресс-холл Президент-отеля. Впрочем, проблема локации, к сожалению — далеко не единственная.

Поэтому остается только надеяться, что «Контакт» будет жить и далее, всякий раз знаменуя в Киеве приход кинематографической весны.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ