20 марта на украинском ТВ было днем Войны в Ираке. А уже утром 21-го, пощелкав каналы, обнаружила только одну передачу на военную тематику — шоу на УТ-2 «Я иду в армию». Солдатики-новобранцы ползали по-пластунски, преодолевали огненную завесу, полосы препятствий. Но за предыдущий день массированного телетренинга по теории и практике современной войны стало ясно, что победная война — воздушная. Личная отвага и прочие воинские доблести еще ценятся, но важнее — наличие сверхзвуковых самолетов «Стелс» стоимостью два миллиарда (!) долларов.
Становится динамичней и телевизионное изложение экстраординарных событий. Нормальной практикой стали специальные выпуски, ими в день начала иракской войны пестрил эфир «Нового» и ICTV. На следующие сутки «Новый» пускал горячие новости бегущей строкой поверх обычных передач, отбирая хлеб у Интернет-сайтов.
Интересно, что наш национальный рупор — УТ-1— освещал события довольно бегло: короткая информация о «Буре в пустыне-2» в новостях, а дальше — обычная неспешная панорама украинских событий. Хотя канал «сосредоточился» накануне голосования о батальоне РХБ- защиты в Верховной Раде. Свои аргументы изложил глава Совета Безопасности Е.Марчук. Тему продолжил мощный фильм ВВС «Саддам. Предостережение истории», ранее прошедший на «1+1».
Сильной эмоциональной нотой стало обращение Президента. Подписав приказ об отправке спецбатальона, он объяснил народу этот нелегкий, но необходимый шаг. Но главное — еще раз убедительно продемонстрировал стране и миру, что мы выступаем против войны. Именно после этого обращения в лентах новостей зарубежных информационных агентств наконец сообщили, что Украина — против войны. Самым популярным каналом на планете несомненно был СNN. Что может быть более востребованным, чем репортаж с места событий 24 часа в сутки? Узнаваемый зеленый экран с огоньками взрывов «цитировали» теленовости всего мира.
Из украинских телеканалов новым классом поразил «Интер». Он предлагал самую оперативную информацию. Свой эфирный ресурс использовал в полную силу. Традиционная подача новостей М. Равребой обычно смотрится несколько суховато. Но здесь она выгодно оттеняла непринужденную манеру А.Колодия. Старт его «Действующих лиц» получился эффектным. На зрителей внимательно смотрел огромный глаз его новой студии. А сам Александр прохаживался, беседуя с гостями. Сыграл и другой козырь «Интера» — прямая связь со спецкорами. Были использованы и документальные материалы собственного производства — Константина Стогния и Андрея Цаплиенко.
Да и на следующий день информационно-аналитическая служба «Интера» и все его корреспонденты за рубежом работали в режиме постоянного «стенд бая», по мере поступления информации осуществляя спецвыпуски новостей. И, как сообщил «Дню» председатель правления телеканала Влад Ряшин, в любой момент «Интер» снова мог войти в режим телемарафона.
Как и на других каналах, для оперативных комментариев были востребованы эксперты различных исследовательских центров. Однако аналитики без телевизионной практики не всегда выглядели убедительными. В беседах и сюжетах говорилось о мировых протестах против войны, о возможном потоке иракских беженцев в Украину, шел непрерывный поток подробностей бомбардировок. Никто не решился муссировать предысторию американо- иракских взаимоотношений. Зато не поздоровилось американскому послу К. Паскуалю. Т.Говдя («Интер») и И.Коберник (ICTV) задавали ему весьма неприятные вопросы.
Но что делали бы зрители без «плюсов»? Новостийная скороговорка не мешала журналистам акцентировать главное. Роль Украины, проблема курдов, смещение акцентов в международной системе координат. А «размявшись» в утреннем эфире, «1+1» дал аналитический залп в формате вечернего телемарафона.
В общем, испытания, через которые на протяжении последних лет периодически приходится проходить нашему ТВ, не прошли даром. Конечно, в связи с началом войны где бы то ни было говорить о соревновательности не слишком уместно. Однако можно отметить, что оперативность, информационная насыщенность, технологически безупречная картинка — рубеж, уже успешно преодоленный нашими телеканалами (работа «Интера» во время иракской операции — тому яркое подтверждение). Есть и хорошая аналитика (чему свидетельством «1+1»). Вот только поменьше бы таких информационных поводов...